Стратегия развития отраслевой системы оценки профессиональных квалификаций в ЖКХ


С 1 июля 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 02.05.2015 № 122-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", в соответствии со статьей 195.3 которого профессиональные стандарты, утвержденные Минтрудом России для отдельных профессий (должностей), носят обязательный характер для организаций тех отраслей экономики, где федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (приказами федеральных министерств и ведомств) установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения им трудовой функции. Теперь каждый работодатель обязан предъявлять требования к профессиональным квалификациям, образованию и опыту работы работника или претендента на ту или иную должность в строгом соответствии с требованиями профессионального стандарта.

Понятия - квалификация работника (уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы) и профессиональный стандарт (характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности) определены в         статье 195.1 Федерального закона № 236- ФЗ от 03 декабря 2012 года «Понятие квалификации работника и профессионального стандарта».      Профессиональный стандарт - это многофункциональный нормативный документ, который в рамках конкретной области профессиональной деятельности, например в жилищно - коммунального хозяйстве:

  • описывает бизнес-процессы, обеспечивающие достижение стоящей перед  тем или иным видом профессиональной деятельности(например: водоснабжение и водоотведение или управление и эксплуатация многоквартирных домов) целей и задач;
  • определяет требования к содержанию и условиям труда, квалификации, знаниям, умениям и набору компетенций работников по различным квалификационным уровням (от разнорабочего до руководителя организации);
  • является механизмом саморегулирования рынка труда, в частности, в жилищно – коммунальном хозяйстве и средством обеспечения качества человеческих ресурсов в отрасли.                                                                                

3 июля 2016 года, в связи с повышением требований к квалификации работников,  приобретенной ими в рамках непрерывного образования или  на производстве, был принят Федеральный закон № 238 - ФЗ «О независимой оценке квалификаций», который определил принципиально новый подход к определению (подтверждению) профессиональных квалификаций работников рынка труда, путем  проведения независимой оценки  их знаний, навыков и умений, требованиям  профессиональных стандартов, основанной на доверии к качеству этой оценки со стороны работодателей и граждан.

27 июня 2016 года принято постановление Правительства Российской Федерации от № 584 «О применении профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности». В данном подзаконном акте указанно,  что эти предприятия (организации) должны утверждать, с учетом мнения представительного органа работников, планы по организации применения профессиональных стандартов. В них определяется список профессиональных стандартов, подлежащих применению, устанавливается потребность в профессиональном образовании (обучении) и (или) дополнительном профессиональном образовании работников на основе анализа квалификационных требований, содержащихся в профессиональных стандартах. В плане также должен приводится перечень локальных нормативных актов подлежащих изменению на предприятии с учетом требований профессиональных стандартов, а также другие документы организации, касающиеся вопросов оценки квалификации работников.

С 1 июля 2016 года профессиональные стандарты стали частью  государственной кадровой политики, реализация которой вошла в активную фазу, благодаря начавшейся практики их внедрения на предприятиях и организациях различных отраслей экономики.        
В этой связи следует отметить, что не смотря на то,  что постановление Правительства РФ №584 адресует свои поручения непосредственно государственным корпорациям и муниципальным предприятиям, тем не менее иные нормативные правовые и методические документы, регулирующие деятельность по развитию профессиональных квалификаций (в том числа документы Правительства РФ, Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, Минтруда России), говорят о том, что в этом процессе должны принимать участие не только госкорпорации и предприятия поименованные в этом постановлении, но и  отраслевые министерства и ведомства, общероссийские отраслевые объединения работодателей и профсоюзов, администрации субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. При этом каждая сторона этого многопланового процесса должна решать вполне конкретную, отведенную ей задачу.

                    

Федеральный уровень.

На федеральном уровне принимаются основные нормативные правовые и методические документы, обеспечивающие применения профессиональных стандартов на местах. Формируется перечень наиболее востребованных в той или иной отрасли профессий, под них организуется разработка и утверждение профессиональных стандартов.            
В жилищно – коммунальном хозяйстве в 2012 – 2014 годах этим занимался Минрегион, а затем Минстрой России, Общероссийское отраслевое объединение работодателей «Союз коммунальных предприятий» и Общероссийский профсоюз работников жизнеобеспечения. С 2014 года координирующую функцию по формированию отраслевой системы квалификаций в ЖКХ принял на себя Совет по профессиональным квалификациям в ЖКХ (СПК ЖКХ), созданный решением Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям от 29 июля 2014 года (Протокол № 3) со следующими полномочиями:                              

  • проведение мониторинга рынка труда, появления новых профессий, изменений в наименованиях и перечнях профессий в сфере ЖКХ;
  • разработка, актуализация и применение профессиональных стандартов в сфере ЖКХ;                  
  • разработка, применение  и актуализация отраслевой рамки квалификаций и квалификационных требований в сфере ЖКХ;
  • организация и координация деятельности по оценке профессиональных квалификаций в сфере ЖКХ, в соответствии с утвержденными профессиональными стандартами и иными установленными квалификационными требованиями;
  • участие в разработке государственных образовательных стандартов профессионального образования, актуализации программ профессионального образования и обучения, а также в организации деятельности по профессионально – общественной аккредитации образовательных программ в сфере ЖКХ.

Данное решение, в свою очередь, было «ратифицировано» «Соглашением о сотрудничестве между Минстроем России, Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Союз коммунальных предприятий» и Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения, подписанным 21 декабря 2015года в г. Москве.                                                                                                                                      
В состав СПК ЖКХ вошли компетентные представители Минстроя России, Фонда реформирования ЖКХ, Общероссийских отраслевых ассоциаций предприятий (водоснабжения и водоотведения, коммунальной энергетики, управления многоквартирными домами, похоронного дела и др.), а также представители отраслевого образования и науки; общероссийских и региональных объединений работодателей и профсоюзов. Высокий уровень профессионализма СПК ЖКХ обеспечил формирование необходимых условия по созданию благоприятной среды для внедрения профессиональных стандартов на предприятиях сферы ЖКХ.                                             

За время работы СПК ЖКХ организована  и осуществлена разработка и утверждение:

  • 47 отраслевых профессиональных стандартов;                                                      
  • 99 новых наименований профессиональных квалификаций.                        

Обучены и аттестованы, в соответствии с «Требованиями к членам квалификационной комиссии Центра оценки квалификаций в ЖКХ» и «Требованиями к Центру оценки квалификаций в ЖКХ» утвержденными  решением СПК ЖКХ 28.07.2015 года (Протокол №3), 37 экспертов по оценке профессиональных квалификаций и 51 технический эксперт для работы в региональных Центрах оценки квалификаций (ЦОК ЖКХ).                                   

Совместно с Национальным агентством развития квалификаций ведется разработка, согласование и утверждение 65 комплектов оценочных средств (КОС) - основного инструмента оценки профессиональных квалификаций работников предприятий отрасли,  в процессе  проведения профессионального экзамена.

Региональный уровень.

Сформированная Советом по профессиональным квалификациям нормативно – методическая база, позволила консолидировать имеющиеся в регионах профессиональные компетенции работников в сфере ЖКХ, для организации внедрения профессиональных стандартов на отраслевых предприятиях.

В субъектах Федерации при Министерствах (Комитетах, Департаментах) ЖКХ создаются Комиссии по применению профессиональных стандартов на предприятиях ЖКХ территории, с участием представителей регионального объединения работодателей и профсоюзов, отраслевых предприятий и  иных учреждений и организаций, осуществляющих деятельность по формированию и развитию профессиональных квалификаций на региональном рынке труда (регионального Министерства (комитета) по труду, служб занятости, учреждений образования и др.).

Комиссии в своей деятельности руководствуются Федеральными законами: от 03.12 2012г. №236 – ФЗ «О внесении изменений в ТК РФ и ст.1 ФЗ «О техническом регулировании»; от 02.05 2015г. №122 – ФЗ «О внесении изменений в ТК РФ и ФЗ «Об образовании в РФ»;  от 3 июля 2016 года  № 238-ФЗ  «О независимой оценке квалификаций»;  Постановлением Правительства РФ от 27.07.2016 года № 584, нормативно – методическими документами Совета по профессиональным квалификациям в ЖКХ.

Основными задачами Комиссий является:

  1. организация применения профессиональных стандартов на предприятиях ЖКХ территории в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.07.2016 года № 584;
  2. контроль проведения Центром (ми) оценки квалификаций в ЖКХ и его (их) подразделениями (Экзаменационными центрами (ЭЦ)), независимой оценки квалификации  работников предприятий отрасли и выпускников учреждений образования, а также соискателей с рынка труда;
  3. контроль осуществления учреждениями образования, ведущими  подготовку и переподготовку специалистов для сферы ЖКХ, процесса профессионально – общественной аккредитации образовательных программ на соответствие их профессиональным стандартам.

В целях реализации закрепленных за Комиссиями задач они осуществляют следующие основные  функции:

  1. координацию организации разработки и исполнения Планов мероприятий применения профессиональных стандартов на предприятиях ЖКХ по муниципальным образованиям;
  2. участие в проведении профессионального экзамена в Центре (ах) оценки квалификаций ЖКХ и его (их) подразделениях (ЭЦ), а также в процедуре профессионально – общественной аккредитации образовательных программ подготовки и переподготовки работников предприятий ЖКХ, учреждениями образования (ВО, СПО и ДПО) на территории;
  3. организацию проведения мониторинга рынка труда, оценку необходимости разработки новых профессиональных стандартов или актуализацию существующих,  для  определения  потребности  в квалифицированных кадрах для сферы ЖКХ;
  4. содействовать формированию общедоступных информационных ресурсов, содержащих информацию о деятельности Комиссии, в порядке, установленном Министерством  ЖКХ территории.

Комиссии  имеют право:

  1. запрашивать в установленном порядке у муниципальных органов власти информацию о ходе разработки и исполнения Планов мероприятий применения профессиональных стандартов на предприятиях ЖКХ муниципальных образований, необходимую для работы Комиссии;
  2. приглашать на заседания Комиссии для участия в ее работе, представителей муниципальных органов власти, предприятий ЖКХ, других учреждений и организаций, осуществляющих деятельность по развитию профессиональных квалификаций на региональном рынке труда;
  3. привлекать к работе Комиссии экспертов по вопросам, подлежащим рассмотрению Комиссией, а также создавать рабочие и экспертные группы для решения задач, относящихся к компетенции Комиссии;
  4. публиковать информацию о деятельности Комиссии на официальных сайтах Министерства ЖКХ территории.

Комиссии обязаны - ежеквартально, направлять в Министерства ЖКХ отчет о деятельности Комиссии, за прошедший квартал, а также представлять информацию о своей деятельности по запросу органов законодательной и исполнительной власти субъекта РФ.

Как правило, Комиссии состоят из председателя, заместителей председателя (не более двух) и членов Комиссии. Численность Комиссии определяется региональным Министерством ЖКХ.

В целях обеспечения информационной открытости своей деятельности Комиссия  на  официальном сайте регионального Министерства ЖКХ размещает  информацию: 

  • о  деятельности Комиссии, ее персональном составе,  месте  нахождения (почтовый адрес, адрес электронной почты, номер  контактного телефона);
  • основания, определяющие необходимость применения профессиональных стандартов на предприятиях ЖКХ;
  • о требованиях, предъявляемых к процедуре оценки профессиональных квалификаций и профессионально – общественной аккредитации отраслевых образовательных программ учреждений образования.

В соответствии с «Порядком отбора и прекращения полномочий Центра оценки квалификаций в ЖКХ» и «Требованиями к Центру оценки квалификаций в ЖКХ» утвержденными  решением СПК ЖКХ 28.07.2015 года (Протокол №3) в регионах аккредитованы Центры оценки квалификаций по различным направлениям деятельности ЖКХ в Республике Татарстан; гг. Москва и Санкт- Петербург; Алтайском, Ставропольском, Краснодарском, Красноярском краях; Иркутской, Костромской, Московской, Новосибирской, Омской, Самарской, Свердловской, Челябинской и других областях.  

В соответствии с решением СПК ЖКХ, в регионах реализуются две модели создания и функционирования Центров оценки квалификаций.                     
Первая модель отраслевая, когда ЦОК создается по одному виду деятельности в ЖКХ, например: по водоснабжению и водоотведению или похоронному делу. Вторая модель – многоотраслевая, когда ЦОК осуществляет деятельность по оценке профессиональных квалификаций по нескольким видам деятельности в ЖКХ.                                                                                     
Развитие этих моделей обусловлено как наличием функционирующих в субъектах Российской Федерации региональных отраслевых объединений работодателей в  ЖКХ (РООР ЖКХ) и их заинтересованностью в создании ЦОК ЖКХ, так и авторитетом общероссийских отраслевых ассоциаций (Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения (РАВВ), Роскоммунэнерго, Ассоциации похоронной отрасли (АПО)), инициирующих создание отраслевых ЦОК.

 

Муниципальный уровень – уровень, где осуществляется внедрение профессиональных стандартов на предприятиях ЖКХ.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.07.2016 года № 584 применение профессиональных стандартов на предприятиях ЖКХ влечет за собой разработку «Планов мероприятий внедрения профессиональных стандартов на предприятии», целью которого является:

  • организация работы по внедрению профессиональных стандартов на предприятии;                                                                                                                       
  • перевод работников предприятия на эффективный контракт;                                
  • приведение должностных инструкций в соответствие с требованиями утвержденных профессиональных стандартов;                                                                  
  • приведение наименования должностей штатного расписания и должностных инструкций  работников предприятия в соответствие с требованиями профессиональных стандартов;                                                                                                
  • определение потребности в профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников предприятия, на основе анализа квалификационных  требований, указанных в профессиональных стандартах;            
  • разработка и реализация плана подтверждения работниками предприятия профессиональных квалификаций требованиям профессиональных  стандартов в соответствии с занимаемыми должностями по штатному расписанию, путем сдачи ими профессионального экзамена в ЦОК (ах) ЖКХ и их подразделениях (ЭЦ);
  • составление сметы затрат на проведение профессиональной подготовки, переподготовки и/или повышения квалификации работников, а также на подтверждение (процедуру оценки профессиональных квалификаций) работников предприятия в ЦОК ЖКХ на соответствие требованиям профессиональных стандартов. 

Для этого на предприятии издается приказ о создании рабочей группы по внедрению профессиональных стандартов и утверждается план мероприятий по внедрению профессиональных стандартов на предприятии.                                    
При разработке «Плана мероприятий ….» соответствующие службы предприятия должны исходить из следующего: Реестр профессиональных стандартов2) насчитывает более 800 утвержденных Минтрудом России и зарегистрированных Минюстом России профессиональных стандартов. Многие из них являются «отраслевыми», то есть отражающие специфику деятельности той или иной отрасли национальной экономики (строительство, машиностроение, финансы, сферу гостеприимства и т. д.). В ЖКХ таких профессиональных стандартов 47, остальные ПС носят многоотраслевой характер, то есть могут применяться в различных  областях деятельности, например профессиональные стандарты «Токарь», «Сварщик», «Специалист по работе с персоналом» и другие.

Поэтому первоначально анализируется Реестр профессиональных стандартов на предмет наличия в нем ПС имеющих наименования должностей, схожих с должностями, приведенными в действующем штатном расписании предприятия3).

Далее должна быть проведена процедура  установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, поименованных в действующем штатном расписании предприятия, установленных на основании  единых тарифно-квалификационных справочников работ и профессий рабочих, едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей содержащимся в актуальных для предприятия (как отраслевых, так и межотраслевых) профессиональных стандартов.

К примеру: в штатном расписании была должность – «Техник - смотритель», в соответствии с ПС «Специалист по управлению многоквартирным домом»  эта должность называется «Техник многоквартирного дома II категории». Такие новые наименования должностей в ЖКХ разработаны, согласованы Национальным советом по профессиональным квалификациям при Президенте РФ по всем 47 ПС ЖКХ (протокол №15 от 28 июля 2016 г.) и размещены на странице Федерального реестра профессиональных квалификаций. План мероприятий должен состоять из разделов и наименований мероприятий с указанием сроков их исполнения4).


2)Реестр профессиональных стандартов размещается и актуализируется в постоянном режиме на специализированном сайте Минтруда России "Профессиональные стандарты".

3) Осуществление данной процедуры на одном из предприятий водоснабжения и водоотведения показало, что применению на предприятии подлежат 118 профессиональных стандартов, в том числе 17 отраслевых.

 4) Контроль за  исполнением  постановления Правительства РФ от № 584 возложен на Гос. инспекцию по труду.  Лица, не исполняющие  требования этого постановления, и предприятия будут привлекаться к административной ответственности - предупреждение или наложение административного штрафа размер которого, в соответствии с Кодексом об административных нарушениях для юридического лица, составляет от 250,0 до 500, 0 т. рублей.

1. Определение   списка профессиональных стандартов, подлежащих применению  на предприятии. Срок исполнения  2017 г.

  • - проводится процедура тождественности и составляется таблица с указанием количества профессиональных стандартов и численности  работников по должностям/профессиям.     

2. Ознакомление работников предприятия с содержанием профессиональных стандартов, разъяснение новых терминов и требований. Срок исполнения  2017 г.                                             

  • профессиональные стандарты, оформление в виде отдельных брошюр;
  • проводится обсуждение ПС на методических советах, на общих собраниях сотрудников и др.;
  • осуществляется доведение информации до работников через непосредственных руководителей (начальников служб и подразделений);
  • осуществляется доведение информации через размещение информации на стендах в структурных подразделениях предприятия;
  • оформляются «уголки» с материалами «Профессиональный стандарт»;             
  • на сайте  предприятия размещается страничка «Профессиональные стандарты».

 3. Внесение изменений в локальные документы предприятия для приведения их в соответствие с профессиональными стандартами. Срок исполнения  2017 г.

  • разрабатывается план-график  внесения изменений в локальные  нормативные документы предприятия, регулирующие социально – трудовые отношения, на период 2017 г.- 2018 г. , в том числе в :
  • коллективный договор,
  • должностные инструкции;
  • трудовой договор  (дополнительное соглашение к трудовому договору.

4. Определение потребности в профессиональной подготовке, переподготовке и/или повышении квалификации работников предприятия, на основе анализа квалификационных требований профессиональных  стандартов. Срок исполнения 2017 г.

  • определение численности работников, для которых необходима профессиональная подготовка, переподготовка и/или повышение квалификации;
  • составление сметы затрат, необходимых на проведения профессиональной подготовки, переподготовки и/или повышения квалификации и представлением её учредителям для утверждения и включения в бюджет на 2017 -2018 годы;
  • составление плана – графика прохождения работниками предприятия профессиональной подготовки, переподготовки и/или повышения квалификации в 2017г.-2018 г.                                                                                                                      

5. Разработка и реализация плана подтверждения (оценки квалификации)  в ЦОК ЖКХ работниками предприятия профессиональных квалификаций в соответствии с занимаемыми должностями по штатному расписанию. Срок исполнения 2017 г.   

  • определение численности работников для проведения оценки квалификации на соответствие их требованиям профессиональным стандартам;
  • составление плана-графика проведения оценки квалификации работников предприятия на соответствие требованиям профессиональных стандартов в ЦОК на период 2017-2018 годы (по годам и месяцам);
  • составление сметы затрат на проведение оценки квалификации работников  на соответствие требованиям профессиональных стандартов в ЦОК ЖКХ;
  • утверждение  учредителями предприятия сметы затрат на  проведение оценки квалификации работников предприятия в ЦОК ЖКХ;
  • согласование плана-графика и стоимости  проведения оценки квалификации работников  предприятия на соответствие требованиям профессиональных стандартов с ЦОК ЖКХ.   

5.1. Уведомление работника/специалиста о дате проведения оценки квалификации в ЦОК ЖКХ и о переходе на эффективный контракт.                         

  • За две недели до начала проведения оценки квалификаций, в соответствии с планом-графиком, согласованным с ЦОК ЖКХ.                                                         

5.2. Определение категорий специалистов, не подлежащих аттестации:

  • беременные женщины
  • лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет;
  • специалисты, отработавшие в организации (на занимаемой должности) менее года;
  • лица, вышедшие на работу после длительного перерыва в работе по уважительной причине.                                                                                                 

6. Составление индивидуальных планов развития профессиональной компетенции работников и специалистов предприятия. Срок исполнения 2016г.                  

  • определение (разработка) программ  повышения профессионального уровня работников/специалистов предприятия.

  7. Сбор документов для проведения оценки квалификации работников на соответствие требованиям профессиональных стандартов в ЦОК ЖКХ. Срок исполнения 2017 г. – 2018г.

  •  подготовка перечня документов для прохождения  оценки квалификации, подаваемых в ЦОК ЖКХ в соответствии «Порядка проведения оценки профессиональной квалификации (Подготовка документов производится в соответствии с планом-графиком проведения оценки квалификаций, согласованным с ЦОК ЖКХ).

В настоящее время реализация стратеги развития отраслевой системы оценки профессиональных квалификаций в ЖКХ активно осуществляется в субъектах Российской Федерации.

 

Председатель Совета по профессиональным квалификациям в ЖКХ                                    

Президент ОООР «Союзкоммунальных предприятий»                                   С.Н. Агапитов