Развитие системы среднего профессионального образования и повышение престижа рабочих профессий входят в число приоритетных задач государства. В этом году в систему выпускных экзаменов техникумов и колледжей впервые ввели демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills — студенты на практике показали, чему научились за время учёбы. Идея зародилась на Дальнем Востоке, «первопроходцами» стали 26 регионов России, в дальнейшем её планируют распространить на всю страну. О трудностях, возникших на старте проекта, DV рассказал заместитель гендиректора WorldSkills Russia Дмитрий Глушко
— Как к эксперименту с демонстрационным экзаменом отнеслись сами колледжи?
— В этом году через демонстрационный экзамен прошли почти 14 тысяч выпускников из 242 колледжей страны. Если учесть, что в России всего 3,5 тысячи средне-специальных учебных заведений, процесс масштабный. По итогам мы получили достаточно хороший срез информации.
Руководители ссузов в целом восприняли эксперимент позитивно. Не обошлось без стонов «ой, как сложно, это завышенный уровень требований» и так далее, но практика показывает: плач как раз в колледжах, которые не хотят перестраиваться, а пытаются просто выжить. Но главное, мы убедились, что такая форма государственной итоговой аттестации интересна предприятиям, которые ищут специалистов для последующего трудоустройства.
— Какие регионы ввели экзамен первыми?
— Первыми — на стадии идеи — независимую оценку по стандартам WorldSkills поддержали регионы Дальнего Востока: Хабаровский край и Якутия. Наверное, самый лучший пример — авиационный завод в Комсомольске-на-Амуре, где производят гражданские и военные самолёты. Сотрудники предприятия вместе с нашими экспертами разработали абсолютно новую компетенцию — «производственная сборка авиационных деталей». И по этой компетенции прошлой зимой на площади завода прошёл экзамен для студентов — большая часть из них по итогам испытания смогла трудоустроиться. Объединённая авиастроительная корпорация (ОАК) стала готовить по этой специальности и в других подведомственных колледжах. Поэтому, можно сказать, ОАК и Авиационный завод в Комсомольске-на-Амуре стали нашим «драйвером».
— А возникали какие-то трудности при внедрении демонстрационного экзамена в пилотных регионах?
— Проблем, конечно, было много, но мы были готовы к этому. В большинстве своём, колледжи входят в зону ответственности регионов. С учётом дефицита бюджетов, их финансируют на 50% от необходимого уровня затрат. В итоге, ссуз не в состоянии закупить оборудование и расходные материалы — акцент делают на теории, а практика проходит в лучшем случае на плохих симуляторах.
Систему финансирования региональных колледжей необходимо пересматривать. Стоимость подготовки поваров или сварщиков в Москве, Калининграде и Магадане должна быть одинаковой. Одинаковые стандарты подготовки — одинаковое финансирование. А что происходит сейчас? Власти Москвы выделяют на подготовку одного специалиста в среднем 120 тысяч рублей в год, что втрое больше, чем по стране. В отдельных регионах это и вовсе 8 тысяч рублей. Колледжи вынуждены самостоятельно искать средства, привлекая внебюджетные источники, чтобы, по сути, научить человека тому, чему его обязаны научить в соответствии с федеральным заказом и стандартом. Это абсурд.
— И каков в этом интерес бизнеса — зачем помогать колледжам?
— Инвестиции в образование делают те промышленные предприятия, у кого есть потребность в кадрах. Росатом, например, увидев эффективность демонстрационного экзамена, предложил создать фонд с рядом предприятий, чтобы предоставлять эффективным колледжам средства на оборудование и расходные материалы. В целом, в этом заинтересованы около 30 компаний, среди которых такие гиганты, как Роскосмос, Объединённая строительная корпорация, Судостроительная корпорация и Ростехнологии.
— Согласно стандарту WorldSkills, демонстрационный экзамен проходит по 8 часов подряд в течение трёх дней. Студентов всё устраивает? Никто не возражает против таких правил?
— Единого мнения у экспертного сообщества в этом вопросе пока нет. Есть предложения сократить время. Но мы считаем, что достаточно растянуть сам период проведения экзамена: к примеру, до полугода, в течение которого студент может сам выбрать удобные три дня и пройти испытание.
— Когда демонстрационный экзамен появится во всех колледжах страны? Это может произойти уже в нынешнем учебном году?
— Существует перечень востребованных профессий, так называемый «топ-50». В соответствии с федеральными образовательными стандартами, по этому перечню итоговая аттестация в обязательном порядке предусматривает демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills. В этом учебном году студенты, поступившие в колледжи на годичные программы обучения по профессии, входящей в топ-50, в обязательном порядке будут сдавать демонстрационный экзамен. В общей сложности их около двух тысяч по всей стране.
— Минобрнауки участвует в организации демонстрационного экзамена?
— Минобрнауки, как один из наших учредителей, нас поддерживает. Всё, что работает в российской системе образования, невозможно делать вопреки мнению министерства. Мы ведём совместную работу по разработке методического обеспечения этого процесса и по взаимодействию с региональными колледжами в целом.
— Вслед за ссузами могут ли внедрить демонстрационный экзамен и в вузах?
— Это очень интересный вопрос, мы над этим думали. Ценность диплома в мире всё более и более размывается. Люди верят уже не диплому, а каким-то брендам, например, названию компании или университета. Конечного работодателя большего всего волнуют профессиональные умения человека: что он умеет, не испортит ли он его установку за 20 млн рублей, сумеет ли он качественно смонтировать новое оборудование.
Мы считаем, что в рамках программы бакалавриата нужно дать оценку профессиональных компетенций студента. В нынешнем году мы в Дальневосточном федеральном университете, по их совместному запросу с корпорацией Ростех, провели демонстрационный экзамен для студентов первого курса. Испытание прошли 15 человек по компетенции «инженерный дизайн CAD» (использование технологии компьютерного конструирования — DV). Университет не побоялся проверить профессиональные навыки своих студентов, и увидев результаты, может что-то изменить в содержании образовательной программы, поработать с преподавателями, которые их реализуют, чтобы все ребята в будущем набрали максимальный балл.
Кстати, на основе результатов демонстрационного экзамена можно принимать решение, а стоит ли государству отдавать бюджетные средства на подготовку специалистов в колледж, который не способен готовить качественные кадры.
— Работа с преподавательским корпусом подразумевает повышение квалификации или, скорее, обновление состава? Есть же много педагогов, кто учился в своё время совсем на другом оборудовании и по другим программам…
— Многим преподавателям за 60, но они точно так же переучиваются. Есть те, кто приезжает на переобучение и говорит: «А чему же меня научит этот 20-летний или 30-летний пацан? Я сам 30 лет этому учу». Но на самом деле, как правило, он давно отстал от жизни. В общем, если преподаватель не мотивирован получать новые знания, то, на мой взгляд, он и не должен работать, как бы жестоко это ни звучало.
— Какие ещё новации ждут колледжи и вузы в ближайшее время?
— Самая главная и ценная новация, которая касается колледжей, это даже не новое «железо», которое там появляется. Это люди с новыми компетенциями. У нас работает Академия WorldSkills — школа, через которую ежегодно проходят 5 тысяч преподавателей колледжей и мастеров производственного обучения. Там гарантировано научат быть поваром, сварщиком, токарем, автослесарем и так далее.
Эти мастера потом возвращаются в колледжи на работу и передают свои знания другим. Поэтому главное новшество — обновление кадрового состава, приход в систему среднего профессионального образования ребят, которые участвовали в чемпионатах профессионального мастерства и уже сами могут обучать лучше, чем преподаватель, который 20 лет читает этот курс. А самое главное, они мотивированы и смогут увлечь других.