О внесении изменений в статью 194 и 202 Жилищного кодекса Российской Федерации
В настоящее время деятельность по управлению многоквартирными домами (далее - МКД), с которой ассоциируется жилищно -коммунальное обслуживание население, прочно вошла в общественное сознание и представлена на рынке труда.
Из более 1,6 млн. многоквартирных домов, около 60 процентов обслуживаются управляющими организациями1).
Правоприменительная практика работы с обращениями граждан, проводимая органами местного самоуправления, администрациями субъектов Федерации и другими инстанциями, свидетельствует о том, что деятельность управляющих организаций является «лакмусовой бумажкой», свидетельствующей о качестве жилищно - коммунального обслуживания населения2).
Согласно информации представленной на V Всероссийском форуме "Управление многоквартирными домами: векторы развития", М., 2023 г. :
- в 2022 г. жалоб и обращений граждан неудовлетворенных качеством ЖКУ увеличилось в 1,5 раза, по сравнению с 2021 г.:
- с 2018 г. по 2023 г., в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) зафиксировано 2 874 538 обращений граждан, не низкое качество услуг ЖКХ.
Штрафные санкции, предъявляемые органами государственного жилищного надзора к управляющим компаниям, за некачественное и несвоевременное выполнение работ/услуг, ежегодно составляют от 2,0 до 2,5 млрд руб. 3).
Это свидетельствует о том, что с одной стороны, не реализуется, в соответствии с частью 1 статьи 161 ЖКХ РФ, одна из главных целей управления МКД – «обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан», а с другой свидетельствует о том, что институт «квалификационного экзамена» установленный статьей 202 Жилищного кодекса РФ не гарантирует, того, что лицензиат на практике владеет необходимыми знаниями, навыками и умениями для эффективного управления многоквартирными домами.
Соответствующее мнение по данному вопросу. С необходимостью введения процедуры независимой оценки квалификаций претендентов на право управления МКД. было зафиксировано в решениях принятых:
- в постановлении Совета Федерации РФ «Об актуальных вопросах государственной жилищной политики» от 11 марта 2022 года №70-СФ;
- на расширенном заседании Общественного совета Минстроя России от 15 октября 2020 г. № ОС-2020/3.2;
- Совета по вопросам жилищного строительства и содействия развитию жилищно-коммунального комплекса при Совете Федерации по теме: «Совершенствование деятельности организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами (Протокол №3.2-15/2816 от 15 июля 2022г.).
Кроме того, в разделе 7.4 «Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 г. с прогнозом до 2035 г.», предусмотрен ряд мероприятий, направленных на решение основных проблем в ЖКХ, в том числе задач развития системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для нужд отрасли жилищно-коммунального хозяйства; повышение уровня компетенций руководителей и специалистов предприятий жилищно-коммунального хозяйства, в том числе с использованием института независимой оценки квалификаций.
Необходимость замены квалификационного экзамена процедурой независимой оценки квалификаций, обусловлена также, требованием статьи 11 «Переходные положения» Федерального закона № 238-ФЗ от 03.07.2016 «О независимой оценке квалификаций», в которой сказано: «В случае, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлен иной порядок проведения оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, чем это предусмотрено настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 1 настоящего Федерального закона), применение указанного порядка допускается до 1 июля 2019 года».
Сегодня цифровой модуль информационного ресурса Минтруда России «Онлайн – экзамен» - «Оценка квалификаций», интегрирован в Государственную информационную систему жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ), благодаря чему соискатели претендующие на право управления многоквартирным домом, могут пройти процедуру независимой оценки квалификаций, по квалификации «Руководитель организации управляющей МКД (7 уровень квалификации)» в соответствии с профессиональным стандартом «Специалист по управлению многоквартирным домом" утвержденным приказом Минтруда России от 31 июля 2019 г. № 538н (зарегистрирован Минюстом России от 28 августа 2019 г., регистрационный № 55760), на одной из более 3.0 тыс. площадок аккредитованных в регионах России на базе учреждений образования, служб занятости или центров оценки квалификаций, по цене 500 рублей установленных Минтрудом России.
Сведения о «Свидетельствах о квалификации» вносятся в «Реестр сведений о проведении независимой оценке квалификаций» Минтруда России, созданный в соответствии с Федерального закона № 238-ФЗ, порядок ведения которого определен силу приказ Минтруда России от 15 ноября 2016 г. № 649н "Об утверждении Порядка формирования и ведения реестра сведений о проведении независимой оценки квалификации и доступа к ним, а также перечня сведений, содержащихся в указанном реестре" и являющийся общедоступным федеральным информационным ресурсом.
Таким образом, использование инструментов независимой оценки позволит:
- лицензионной комиссии, руководствоваться электронной базой данных в «Реестр сведений о проведении независимой оценке квалификаций» специалистов, подтвердивших свои профессиональные знания, навыки и умения при выдаче Лицензии на право управления многоквартирным домом;
- сформировать, в России, институт профессиональных управляющих многоквартирными домами;
- жителям и органа власти на местах, обеспечит возможность найма эффективного управляющего многоквартирным домом.
_____________________________
- «Росстат: открытые данные,» 2022 г.
- Данные ВЦИОМ
- Источник: Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства- на заседании
Проект Федерального закона «О внесении изменений в статью 194 и 202 Жилищного кодекса Российской Федерации» — скачать