Основные этапы становления и развития жилищно – коммунального хозяйства России

Формирование видов деятельности, которые мы сегодня в совокупности называем «жилищно-коммунальным хозяйством» на Руси имеет глубокие исторические корни и обусловлено   закономерностями развития городов.

Как отмечают  исследователи Фроянов И.Я. и Дворниченко А.Ю. "Историческое изучение древнерусских городов-государств обнаруживает некоторые черты сходства с полисами античного мира». Так, «...одинаково были характерны единство города и сельской округи, эффективная форма социально-политической устройство общества, организация быта, торговли и ремесел".

Археологические раскопки древнерусских городов свидетельствуют о наличии в них общественных колодцев, деревянных водопроводов, вымощенных деревянных и каменных тротуаров с уличным освещением на главных улицах. 

В городах и сельской местности дома были в основном одноэтажными и предназначались для проживания хозяина, его семьи, а также прислуги. Часто жилой дом был неотделим от места приложения труда хозяина и его семьи (мастерской или хлева), которые практически всегда примыкали к нему или являлись одновременно и жилищем. Исключение составляли дома знати, которая позволяла себе иметь многоквартирные и многоэтажные здания.

Поддержание в исправности и чистоте объектов общественного пользования и жилых домов знати осуществлялась, как правило, прислугой, которая являлась наемной рабочей силой.

Таким образом,  можно сделать вывод о том, что виды деятельности, которые мы традиционно относим к жилищно-коммунальному хозяйству, существуют на Руси с древних времен, но в отдельную сферу профессиональной деятельности они в тот период не  выделялись.

Впервые надзор за исполнением этих функций, на уровне местного (городского) хозяйства, был закреплен в Наказе царя Алексея Михайловича «О Градском благочинии» от апреля 1649 года, в котором царь повелевает: "…Чтобы грязи не было - иметь на каждом дворе дворника, который должен ведать всякое дворовое дело и починки".

Важным вопросом для государства было решение проблем в коммунальном хозяйстве. Это нашло отражение в указе Петра I от 22 февраля (5 марта) 1709 г. "О наблюдении московским обывателям чистоты во дворах и на улицах и о содержании мостовой в исправности".

При Петре I произошёл расцвет садово-паркового искусства, возведённого им в ранг первостепенного государственного дела. В 1710 году при кабинете министров была создана специальная садовая контора.

В 1718 году указом Петра I было запрещено строительство в Петербурге домов с курными печами, а с 1722 года – аналогичные меры были предприняты и  в Москве.

При этом, с созданием централизованного Российского государства вопросы развития местного самоуправления, городского хозяйства, институтов "благосостояния", "благоустройства", "городского и земского дела", "коммунального (общего) дела", в соответствии с Указом Петра 1  от 16 января 1721 года, вошло в компетенцию российской полиции, и было связано с ростом городов, потребностями обеспечения населения жильем, повлекшими за собой  и развитие внутригородской инженерной инфраструктуры.

Петр 1 именовал полицию «душой гражданского общества и всех добрых порядков», связывая с полицией понятия «благосостояния населения», запрещения «изяществ в домовых расходах», «учинения (то есть создание) добрых домовладельцев», «производства чистоты на улицах и в домах».

26 июня 1727 года закладывается первый мост через Неву (с его освящением). 7 июля Петр 1 подписывает именной указ князю Меньшикову на строительство моста.

В 1730 году 27 ноября (8 декабря) выходит сенатский Указ "О сделании для освещения в зимнее время в Москве стеклянных фонарей". В указе проявлялась забота не только о прохожих, но и о "внешности" города: фонари требовалось ставить одинаковые и на равных дистанциях по одной прямой.

В 1746 году в России появилась  первая "перспективная" дорога протяжённостью свыше 700 км,  построенная по единым правилам она соединяла Москву с Петербургом. Специальная инструкция предписывала: "...строить дорогу с крайним радением, следя того как бы казне было безубыточно и в проезде способно и благовременно и впредь прочно".

В  1804 году по  приказу  императрица Екатерина II в Москве строится водопровод. Вслед за двумя столицами оживает развитие коммунального хозяйства и в других крупных губернских городах России.

В 1802 году Указом Екатерины II создается единый государственный орган, ответственный за жизнеобеспечение населения – Министерство внутренних дел Российского государства и утверждается Полицейский Устав. Все вопросы реальной жизни, некогда означенные в Наказах Алексей Михайловича и указах Петра 1, были переданы  департаментам этого ведомства и его исполнительным органам на местах.

Роль этого учреждения в формировании и развитии местного (городского) хозяйства была продолжена в эпоху правления Александра 11. На долгие годы МВД Российского государства становится главным «особливым» и едва ли не единственным хозяйственным органом России. Полицейских вертикалей в этом ведомстве было три: полиция исполнительная, полиция безопасности и полиция хозяйственная, которая отвечала за благоустройство и развитие российских городов и являлась своеобразным инкубатором самоуправления на земском (муниципальном) уровне.

Александром II 1 января 1864 г. были утверждены "Положения о губернских и уездных земских учреждениях". В ведение земств отдавалось: устройство и содержание дорог, школ, больниц, содержание тюрем и др.

В 1870 г. была проведена городская реформа. В "Городовом положении" от 16 июня 1870 г. говорится, что "Попечение и распоряжение по городскому хозяйству и благоустройству предоставляется городскому общественному управлению, а надзор за законным сего исполнением - губернатору...".

Благоустройство российских городов стало главной заботой городских дум, которые получили право облагать налогом имущества и доходы частных лиц города. Но имущество и дома могли облагаться по закону не свыше одного процента их стоимости, в таком же размере облагались сбором городская торговля и промышленность. В структуре городских расходов немало средств направлялось на нужды самого общественного управления, уплату долгов и на развитие городских предприятий (в том числе водопровод, освещение, благоустройство, санитарную и строительную часть).

Интересно отметить, что в ряде губернских городов доходными были  такие предприятия, как водопровод, конный трамвай - "Конка", электростанция,  электрический трамвай. 

По мере роста городов, возникновения крупных промышленных предприятий и массового  притока рабочей силы, нуждающейся  в жилище, стали появляться  доходные дома, жилье в которых было специально предназначено для сдачи в наём. Доходные дома постепенно дифференцировались как для разных потребителей, так и с учетом финансовых возможностей жильцов: от гостиниц и постоялых дворов – до домов длительного проживания, и от скромных мебелированых комнат до роскошных пансионов.

В этот период началась постепенная передача компетенций, прав и имуществ зрелым, способным к самостоятельной хозяйственной деятельности властям городов. Так в Москве с введением городского самоуправления последовательность передачи прав управления имуществом осуществлялось следующим образом: 1863 год – земельное хозяйство и школы  первой ступени; 1865 год – мосты и набережные; 1873 год – конка; 1878 год – замощение и очистка улиц, ночлежные дома и т.д. Функции и работы, еще не переданные городскому общественному управлению, продолжали выполнять местные органы полиции, которые постепенно превращались из хозяйственных органов в надзорные по опеке и контролю за деятельностью местного самоуправления.

В этот период не только изменился юридический статус жилых домов,  но и существенно изменились требования к их  техническому содержанию, противопожарной безопасности.

Жилищный фонд в городах России,  в этот период, насчитывал около 150,0 млн.кв.м., тем ни менее, множество людей жили в ночлежных домах, подвалах, погребах, сараях, землянка. Только в Москве было учтено 24,5 тысячи коечно-каморочных квартир, в которых проживало 313 тысяч человек. 60% городского жилищного фонда не имело электричества, 75% - водопровода, 85% - канализации; жилой фонд с центральным отоплением составлял около 1%.

Развитие коммунального хозяйства (систем централизованного водоснабжения и водоотведения, уличного масляного или газового освещения, конного трамвая и других видов общественно значимых услуг), в тот период характеризовал  недостаточно высокий уровень доходности этого бизнеса и медленная оборачиваемость капитала. 

Тем ни менее, несмотря на многочисленные финансовые и иные трудности, социальная инфраструктура крупных городов постепенно развивалась с помощью структур общественного управления. К концу Х1Х века усиливается тенденция развития коммунального хозяйства в крупных губернских и уездных городах России.

Так в этот период среди десятка крупнейших городов России г. Уфа занимала 3-место по относительному развитию уличной водопроводной сети  и 2-место по подаче воды на душу населения, оставляя позади по этим показателям две столицы.

90-е годы XIX столетия характеризуются настойчивым стремлением к муниципализации важнейших отраслей хозяйства, определяющих жизнеобеспечение города. После городской реформы 1892 года правительство полностью освободило себя от забот о развитии и управлении городским хозяйством, переложив их на органы общественного управления, в руках которых постепенно сосредоточился весь круг вопросов, связанных с инженерным благоустройством и санитарно-гигиеническим состоянием города, развитием транспортных средств, постановкой начального народного образования, медицинского обслуживания населения.

В крупных городах Поволжья "сооружаются конно-железные дороги, совершенствуются единые системы городского водоснабжения, вводится электрическое освещение. Так, в 1895 году был поднят вопрос о сооружении в Самаре канализационной сети, которая была необходима в целях оздоровления города. Но на её проведение нужны были большие средства (около 1 млн. рублей), которых у города не было. Проблема была решена  к 1909 году при помощи взносов частных лиц; тогда и начались работы по прокладке канализационной сети по плану немецкого инженера Линдлея.  В  1912 году в Самаре была открыта городская канализация".

С начала XX века, как утверждают источники, на государственном уровне осуществлялся поиск способов разрешения жилищной проблемы. В этот период по инициативе П.А. Столыпина был принят закон «О праве застройки», который стал одним из первых жилищных нормативных актов в России. О прогрессивности этого закона свидетельствует тот факт, что он действовал не только при советской власти, но и  позднее, и в переработанном виде вошёл в Гражданский кодекс СССР.

С началом Первой мировой войны ситуация в жилищной сфере кардинально изменилась из-за  значительного оттока капитала (в том числе предназначенного для жилищного сектора) в военную промышленность. Жилищную нужду усугублял массовый приход беженцев из районов военных действий и использование жилищного фонда для госпиталей, казарм и других военных целей с одной стороны и увеличение тарифов на коммунальные услуги  владельцами доходных домов (а такие дома составляли на тот период большую часть жилищного фонда).

В связи с военным положением Царское правительство, в 1915году, принимает закон о запрете на повышение квартплаты. В условиях роста цен следствием замораживания квартплаты стало повсеместное прекращение ремонтных работ в жилых домах. В результате к моменту прихода к власти большевиков жилищный фонд подвергся значительному износу, а жилищная нужда стала просто катастрофической.

К 1917 году в городах страны работало лишь 215 небольших водопроводов, 23 канализации, 35 трамвайных предприятий, 606 бань и 13 прачечных.

Рассматривая историю функционирования городского хозяйства дореволюционной России, необходимо отметить ряд особенностей:

  • благоустройство русских городов (как и полисов античного мира) не подчинялось какому-либо определённому стандарту;
  • с созданием централизованного государства в России вопросы благоустройства и коммунального (общего) дела стали входить в компетенцию органов внутренних дел;
  • интенсивное решение проблем коммунальной сферы городов в дореформенной России было возможным благодаря узкой направленности деятельности городских дум на решение проблем городского хозяйства;
  • в благоустройстве городов огромную роль играли как органы местного самоуправления (несмотря на скудные средства и бюрократический аппарат), так и сами жители, для блага которых и функционировало коммунальное хозяйство.

Таким образом, в  канун 1917 года ответственность за развитие городского хозяйства несло, как  городское общественное самоуправление – в 417 наиболее развитых городах России (из имевшихся тогда 866), так и полицейский хозяйственный департамент МВД – в небольших, со слаборазвитой промышленностью и предпринимательством, городах.

В 1917 году МВД Российской империи и его полицейский хозяйственный департамент ликвидировали. Его правоприемником стал Народный комиссариат внутренних дел (НКВД) созданный в  ноябре 1917 года в соответствии с постановлением IIсъезда Советов, в составе которого было образовано Главное управление по делам местного хозяйства. Власть самоуправления была объявлена во всех городах, поселках и волостях, независимо от их готовности к реализации институтов самоуправления. Начался период централизации управления местным хозяйством.

В декабре 1917 года был подписан декрет «Об учреждении Комиссариата по местному самоуправлению» для объединения деятельности всех городских и земских учреждений. В распоряжение Комиссариата из НКВД было передано Главное управление по делам местного хозяйства.

Постановлением СНК РСФСР от 17 марта 1918 года Комиссариат по местному самоуправлению был преобразован в Отдел местного хозяйства НКВД.

Для разрешения жилищной проблемы в городах советское правительство предприняло меры по национализации жилищного фонда и отмене квартирной платы, которые привели к окончательному исчезновению в жилых домах «хозяина», заинтересованного в их сохранении и качественной  эксплуатации.      В первый же год реализации такой политики ситуация с техническим состоянием жилищного фонда усугубилась настолько, что даже по оценкам подцензурной советской прессы она характеризовалась не иначе как «разруха» и «катастрофа».

Первый масштабный и конструктивный опыт реформирования жилищно-коммунального хозяйства в России относится к периоду Новой экономической политики (НЭП) и связан с Народным комиссариатом внутренних дел (НКВД)  как  главным хозяйственным ведомством -  правопреемником царского МВД.

До 1917 года функции управления городским хозяйством выполнял Комитет по местному самоуправлению, а с ноября 1917 года в соответствии с постановлением П съезда Советов в составе НКВД было создано Главное управление по делам местного хозяйства и начался период централизации в управлении местным хозяйством.

В декабре 1917 года был подписан декрет «Об учреждении Комиссариата по местному самоуправлению» для объединения деятельности всех городских и земских учреждений, в ведение которого из НКВД было передано Главное управление по делам местного хозяйства.

Постановлением СНК РСФСР от 17 марта Комиссариат по местному самоуправлению был преобразован в Отдел местного хозяйства НКВД.

До революции 1917 г. в Российской империи насчитывалось 866 городов. Весь городской жилищный фонд составлял 150 млн.кв.м. Множество людей жили в ночлежных домах, подвалах, погребах и сараях. В 1912 году только в Москве было учтено 24.5 тысяч коечно-каморочных квартир, в которых проживало 313 тысяч человек. Причем 60% городского жилищного фонда не имело электричества, 75% - водопровода, 85% - канализации. Жилищный фонд с центральным отоплением составлял около 1%.

Вследствие разрухи, вызванной Гражданской войной, трудности обеспечения населения жильем, коммунальными услугами усугублялись. Выход из кризиса был найден в децентрализации управления. Уже в январе 1919 года была признана целесообразность возвращения местным органам хозяйственных функций. В конце этого же года VII Всероссийский съезд Советов принял официальный курс на децентрализацию «по вертикали» и «по горизонтали».

Процесс «собирания коммун» касался исключительно деятельности хозяйственников. Для четкого определения административных единиц было предложено считать таковыми относительно автономные в хозяйственном отношении территориальные общности населения, присвоив им, независимо от размеров (губернии, уезды, волости, города, деревни), единое название -  коммуна. Их хозяйственная деятельность была обозначена как «коммунальное хозяйство», а отделы местных Советов, руководящие ими, названы «коммунотделами». Эти термины быстро вошли в жизнь. Новые органы активно формировали программу своих действий касающихся в основном вопросов землеустройства, функционирования транспорта и инженерных систем общественного пользовани.

В январе 1920 года по постановлению 1 съезда заведующих коммунальными отделами Отдел местного хозяйства НКВД был реорганизован в коммунальный отдел, а в  1921 году было создано Главное управление коммунального хозяйства (ГУКХ) НКВД РСФСР, задачами которого было:

  • ограничение вмешательства партийных органов в управление и эксплуатацию жилых зданий,
  • поддержка инициатив населения по восстановлению и сохранению жилья,
  • развитие профессионального управления и эксплуатации жилья.

По существу, в эти годы впервые была предпринята попытка установления платы за жилье в зависимости от дохода семьи. С экономической точки зрения это была попытка так называемого «квартирного налога», а точнее налогообразного  сбора, зависящего как от жилищных условий, так и от дохода семьи. Такой квартирный налог в России вводился трижды: в 1922 году (в 1923 году включен в состав подоходного налога), в 1924 году (в 1930 году включен в состав подоходного налога) и в 1933 году (в 1943 году вновь включен в состав подоходного налога).

Доходы от восстановленных налогов и плата за услуги также постепенно передавались в ведение местных Советов. Проводившаяся в то время новая экономическая политика (НЭП), характерной чертой которого было  отделение партийных органов от хозяйственной деятельности и поддержка малого предпринимательства, обусловила формирование на местах широкого спектра собственности: государственной, муниципальной, кооперативной и личной, которая наиболее широко охватила жилищное дело.

В 1921 году законодательно было разрешено местным Советам производить демуниципализацию небольших жилых домов при условии обязательного проведения их собственниками необходимого ремонта (при этом право собственности не распространялось на землю, которая оставалась  государственной и могла  быть  взята только в аренду). Число демуниципализированных строений в городах в 1924 году составляло от 30 до 90%.

В отношении  остальных жилых домов действовал введенный в 1922 г. декрет «О жилищных товариществах», согласно которому многоквартирные дома передавались в долгосрочную аренду создаваемым в них на добровольной основе жилищным товариществам. НКВД РСФСР были предложены действенные способами стимулирования инициативы населения.  Стимулы были достаточно весомыми:

  • члены жилищных товариществ были не только защищены от административного выселения и «уплотнения», но и имели право на внеочередное получение жилья внутри товарищества;
  • членам товариществ предоставлялась возможность последующего выкупа с большой рассрочкой занимаемых ими жилых помещений.

В период НЭПа получили широкое развитие и другие формы объединения жителей. В 1924 году Постановлением ЦИК и СНК «О жилищной кооперации», был начат переход от жилищных товариществ, являвшихся чем-то средним между кооперативами и административными органами, к полноценной жилищной кооперации с традиционной для кооперативов паевой системой платежей. Наибольшее распространение получили жилищно-арендные кооперативные товарищества (ЖАКТы), использующие «для удовлетворения жилищной нужды и в целях хозяйствования» существующие многоквартирные дома, которые принадлежали местному Совету и были переданы в аренду коллективу жильцов. Успех ЖАКТов заключался в том, что их членами вносились дополнительные паи, которые позволяли выделять в кооперативе особый жилищный фонд и сдавать его в аренду по рыночным ценам, что  приносило товариществу вполне ощутимый доход.

Управление жильем начинает приобретать профессиональный характер:  в ЖАКТах управляющие  не избирались, а нанимались.   Управлять жильем имели право только лица, окончившие специальные курсы в НКВД РСФСР. Таким образом, во времена НЭПа в связи с развитием системы подготовки кадров управление многоквартирными домами  стало  полностью профессиональным.

Предпринятые государством меры по созданию жилищных товариществ достигли своей цели лишь отчасти: их финансовое положение было не стабильно в условиях заниженных и замороженных государством тарифов на коммунальные услуги.

По данным коммунальных журналов только в Москве за период отмены квартплаты обветшало и пришло в полную негодность 11.5 тысяч зданий, в том числе 6.8 тысяч жилых квартир. Бесплатность и ничейность сделали свое дело. Восстановление платной системы в 1921 году в связи с введением в модель социализма товарно-денежных отношений, проходило трудно – и организационно и особенно психологически.

Так как даже декреты, карающие за невнесение квартирной платы, не принесли успеха, местными Советами было принято «соломоново решение» о первоначальной почти символической плате с постепенным ежегодным ростом хотя бы до эксплуатационных затрат. Первое повышение проходило в 1923-1925 годах.

Однако, уровня затрат «квартплата» не смогла достигнуть вплоть до первого десятилетия XXI века.

Большое значение в этот период приобретает принцип «не доход, но польза», который стал основным для формирования и поддержания предприятий, осуществляющих эксплуатацию объектов городского хозяйства.

За 1923-1925 годы в городах и рабочих поселках городского типа было построено почти 5.5 млн. кв. м. жилья.

За 1923-1927 годы объекты городского хозяйства было восстановлено до уровня довоенного 1913 года. При этом произошло значительное перераспределение уровня инженерного благоустройства территорий от центра к окраинам.

Городские коммунальные отделы в эти годы активно трудились на благо своего населения:

  • в 52 городах приступили к строительству водопровода,
  • в 12 – канализационных сетей (в том числе и в Ленинграде, где до 1926 года ее не было),
  • в 15 городах пустили трамваи, а в 6 – выполнили специальные проекты озеленения, в 2 – соорудили мусоросжигательные заводы.
  • организовывали исследования, предшествовавшие принятию серьезных решений. Ряд учреждений образования в крупных городах получил коммунальный уклон.

В Москве работала лаборатория по вопросам «утомления от городской жизни».

В Ленинграде, специалисты горкоммунотдела  провели опрос населения о причинах массового отказа людей переезжать в пустующие квартиры центра после разрушения наводнением рабочих кварталов.

В эти годы впервые открылось автобусное и таксомоторное движение. Города мостили свои улицы, освещали электрическим светом окраины, строили клубы, детские сады и ясли.

Но маятник истории в России качнулся в другую сторону: курс правящей партии был изменен в сторону отказа от новой экономической политики. В 1927 году были ликвидированы Комитеты содействия жилищному рабочему строительству, начата компания по выдвижению управдомов из рабочей среды, что фактически  означало прекращение профессионального управления многоквартирными домами.

В 1930 г. были расторгнуты договора долгосрочной аренды  жилых домов, в том числе и с ЖАКТами.

На местах было проведено «упрощение» органов коммунального хозяйства, а затем их ликвидация. Главное управление коммунального хозяйства ненадолго было выведено из НКВД РСФСР.

Постановлением ЦИК и СНК СССР от 15 декабря 1930 года,  ГУКХ был ликвидирован и образовано Главное управление коммунального хозяйства при Совнаркоме РСФСР.

Вся жилищная политика была передана двум государственным ведомствам со слабо согласованными между собой функциями в сфере ЖКХ: Госстрою (комитету по жилищному строительству) и Наркомату коммунального хозяйства (по управлению и эксплуатации зданий) созданному в 1931 году.  Деятельность местных Советов была сведена к исполнению распоряжений этих органов. С небольшими изменениями существует вплоть до горбачевской «перестройки».

В 1946 г. Наркомат коммунального хозяйства был преобразован в Министерство коммунального хозяйства, а с 1971 г. – в Министерство жилищно-коммунального хозяйства РСФСР, просуществовавшее до июня 1990 г.

Таким образом, 1931 годы за благоустройство территорий, содержание жилья и водо-, тепло-, газоснабжение вновь стало отвечать федеральное ведомство.

Коммунальное хозяйство продолжало развиваться, превращаясь в одну из самых крупных отраслей непроизводственной сферы народного хозяйства. На его долю приходилось около 30% основных фондов страны, по состоянию на 1 января они оценивались в 78 млрд. рублей.

В 1930 годы был создан и активно работал Роскоммунбанк, являющийся уполномоченным банком по жилищно-коммунальному строительству и обслуживанию в России. Через него осуществлялось финансирование всех централизованных капвложений в развитие отрасли и сбор коммунальных платежей. Средний оборот банка составлял более 160 млрд. рублей в год.

Структура управления жилищно-коммунальным хозяйством России строилась на принципах двойного подчинения Министерству и местным органам власти. Дееспособность системы вертикального подчинения предприятий Минжилкомхозу РСФСР была основана на праве вышестоящего органа распределять материально-технические и финансовые ресурсы и согласовывать назначение первых руководителей региональных  отраслевых органов власти и  предприятий и объединений.  

За несколько десятилетий эта система была достаточно хорошо отлажена. Предприятия же были практически полностью лишены самостоятельности. Финансирование их в основном осуществлялось из общественных фондов потребления в виде дотаций, покрывающих убытки предприятий.

Убыточность жилищных и коммунальных предприятий, в свою очередь, определялась политикой замораживания уровня квартирной платы и коммунальных тарифов  для обеспечения доступности коммунальных услуг для населения.

Дотации предприятиям из бюджета на «покрытие разницы в тарифах» не стимулировали руководителей и специалистов к поискам путей снижения затрат, повышения качества обслуживания, внедрения новой техники и технологий.

Уровень финансирования и ресурсного обеспечения систем коммунального обслуживания также был явно недостаточным для достижения пропорционального развития инженерной инфраструктуры. Объем инвестиций в коммунальное хозяйство длительное время сохранялся на уровне 22-24% от затрат на жилищное строительство (при нормативе 33-35%).

В то же время в 70-е годы было введено более 660 млн.кв.м. жилой площади, около 62 миллионов россиян улучшили свои жилищные условия. В 1980 году жилфонд составлял 13 млрд.кв.м. и был обеспечен водопроводом на 91%, канализацией – на 90%, центральным отоплением – на 87%, ваннами и душами – на 83%, газификация достигала 80%. Только в городских поселениях РСФСР имелась 21 тысяча бань, свыше 3 тысяч прачечных и много других объектов коммунально-бытового назначения. Значительные ассигнования ежегодно выделялись на благоустройство территорий городов, рабочих поселков и других населенных пунктов.

Следует отметить, что несмотря на увеличивающиеся с каждым годом основные фонды  жилищно-коммунального хозяйства, уровень их эксплуатации не соответствовал нормативным требованиям из-за недостаточного уровня финансирования.

В 50-60-70 годы Минжилкомхоз РСФСР неоднократно инициировал в Правительстве РСФСР предложением о необходимости повышения оплата жилья как одного из источников покрытия затрат предприятий, производящих жилищно-коммунальные услуги.  Но решения об изменении необоснованно низкой квартплаты, установленной в 1928году и  являющейся одним из основных завоеваний социализма, так и не были приняты, вплоть до 1992 года.

В это время, осуществлялись перманентные попытки реформирования хозяйственного  механизма  отрасли.  

Все они, как правило, сводились к совершенствованию структуры управления, к привлечению к проблемам эксплуатации и содержания жилья предприятий градообразующей базы, к изысканию средств на эксплуатацию путем перераспределения расходов на эти цели через соответствующие коммунальные предприятия и на промышленную группу потребителей.  

Состояние жилищно-коммунального обслуживания населения России вызывает все большую озабоченность общественности и органов власти. В этих условиях реформирование отрасли является важнейшей социально-экономической задачей государства. И это совершенно справедливо, ибо от того, в каких условиях живет человек, зависит его здоровье, настроение, работоспособность, отношение к власти.

Принятое Постановление Совмина РСФСР от 29.06.1989 №235 «О переходе жилищно-коммунального хозяйства на хозрасчет и самофинансирование» определило концептуальные основы реформирования жилищно-коммунального хозяйства на пути к рыночной экономике, предусматривающие:

  • переход предприятий ЖКХ на самофинансирование и хозрасчет;
  • введение договорных отношений при производстве жилищно-коммунальных услуг между местными органами власти и предприятиями;
  • переход на взаиморасчета за выполненные работы согласно договорам, на основе планово-расчетных тарифов, покрывающих затраты предприятий;
  • введение санкций при отступлении от качественного и экологически безопасного жилищно-коммунального обслуживания.

Коренные преобразования связанные с ликвидацией СССР и созданием самостоятельного государства – Российская Федерация, привели, в том числе, к ликвидации в 1990 году Министерства жилищно – коммунального хозяйства РСФСР выполнявшего хозяйственные функции в этой сфере экономической деятельности государства.

После ликвидации Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР  в 1991 году был образован Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству при Совете министров РСФСР.   В этом же году он был переименован в  Государственный Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству, а в 1992 году вновь преобразован в Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству, как структурное подразделение Минстроя России.

В 1993 г. Комитет ЖКХ был вновь образован Комитет по муниципальному хозяйству Российской Федерации  (Роскоммунхоз).

В 1994 г. на базе Госстроя России и Роскоммунхоза образуется Министерство архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства.

В течение1994 – 2014годов функции координации деятельности в жилищно-коммунальном хозяйстве на федеральном уровне еще несколько раз закреплялись то за Госстроем, то за Минпромэнерго, то за Минрегионом России. С 2014 года эти полномочия находятся в ведении вновь созданного Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства.

Несмотря на то, что с начали 90х годов ориентация на развитее самоуправления муниципальных образований привела к передаче всех полномочий по развитию жилищно – коммунального хозяйства в ведение муниципальных органов власти,  на региональном уровне вопросами ЖКХ занимаются соответствующие структуры.

На федеральном уровне осуществляется только законодательное регулирование этой сферы деятельности и програмно – целевые методы поддержки местных инициатив по развитию жилищно – коммунального хозяйства.

Для этого Указом Президента Российской Федерации от 8. 04.1997 года  №425 утверждается «Концепция реформирования жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации», которая основывается на принципах изложенных в Постановлении Совмина РСФСР от №235  и  исходит из того, что необходимо изменить порядок когда весь  жилищный фонд страны и объекты городской инженерной инфраструктуры принадлежал государству, и оно же выступает в роли подрядчика и инвестора по их эксплуатации и развитию.

Граждане являлись квартиросъемщиками (нанимателями) и оплачивали лишь 2%  от общих реальных затрат на эксплуатацию многоквартирных домов. Государство же несло огромные расходы на субсидирование ЖКХ, которые составляли около 7% ВВП.

Принимая во внимание, что страна в 90-х годах ХХ века начала переход от плановой экономики к рыночной, было принято решение о постепенном прекращении бюджетного дотирования и переходе на полную оплату жилищно-коммунальных услуг населением.

Принятые в начале 90-годов XX века Законы РФ «О приватизации жилищного фонда » и «Об основах Федеральной жилищной политики», определили новую жилищную политику России, направленную на развитие частной собственности, привлечение внебюджетных источников финансирования, развитие конкуренции в сфере жилищного хозяйства.

В соответствии с этими документами право собственности на занимаемое жилье бесплатно переходило к гражданам путем проведения приватизации, которую планировалось завершить в короткие сроки, но процесс затянулся на 20 лет и в полной мере не закончен даже на сегодняшний день.  По состоянию на 2016 год около 20%  жилых помещений, подлежащих приватизации оставались в государственной (муниципальной) собственности.

В 1992 году  было принято Постановление Правительства РФ «О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) при оплате жилья и коммунальных услуг», где утверждались сроки поэтапного перехода на новую систему оплаты на 1994-1998 годы. При этом, предельный уровень платежей граждан должен был ежегодно увеличиваться на 20% и в 1998 г. достичь уровня 100% оплаты населением затрат на содержание и ремонт жилья и предоставление коммунальных услуг.

Ключевым моментом первого этапа реформы  ЖКХ являлось введение договорных отношений во всех уровнях производства, предоставления и потребления услуг ЖКХ для отраслевых предприятий всех форм собственности.

В регионах России осуществляется  разграничение функций управления и содержания объектов ЖКХ, формирование отношений  заказчика и подрядчика на выполнение жилищно-коммунальных услуг.

По данным Госкомстата России, в этот период, в 13.3 тысяч муниципальных образований создано более 30000 служб заказчика, заключено около 1.0 млн.  договоров подряда на содержание муниципального жилищного фонда, в том числе со службами заказчика. За счет передачи в муниципальную собственность объектов ЖКХ от промышленных предприятий и организаций в 1,8 раза увеличились объемные показатели производимых жилищно-коммунальных услуг.

В 2012 году было принято законодательное решение (Федеральный закон № 271-ФЗ от 25.12 2012г.) о создании гарантированного источника финансирования расходов, связанных с проведением капитального ремонта многоквартирных домов, а также обеспечения погашения привлекаемых на эти цели  кредитов, займов, уплаты процентов по ним. Был введен обязательной ежемесячной платы за капитальный ремонт, уплачиваемой всеми собственниками помещений в многоквартирных домах, в том числе публичными образованиями, владеющими неприватизированными квартирами в многоквартирных домах.    

Законодательством предусматривалось не только перераспределение нагрузки по финансированию капитального ремонта от государства на население, но и  раскрывались  механизмы  организации капитального ремонта многоквартирных домов, на основе формирования региональных программ и фондов капитального ремонта.      

Сегодня жилищно-коммунальное хозяйство – базовая отрасль российской экономики, обеспечивающая население жизненно важными услугами, а промышленность – необходимой инфраструктурой. Оборот жилищно-коммунального хозяйства составляет 3,9 трлн. рублей, что соответствует 5,8% валового внутреннего продукта России.

Объем жилищного фонда в Российской Федерации составляет 3,3 млрд. кв.м., в том числе многоквартирных домов 2,2 млрд. кв.м. (что составляет 67% от общего объема жилищного фонда), индивидуальных жилых домов - порядка 1млрд. кв.м

В настоящее время в сфере жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации функционирует свыше 52 тысяч предприятий различных форм собственности, оказывающих жилищно-коммунальные услуги. Среднесписочное число работников этой сферы составляет около 2,5 миллионов человек.

В настоящее время, основными целями государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" являются повышение качества жизни населения путем повышения качества и надежности жилищно-коммунальных услуг, а также обеспечения их доступности для населения.

Приоритетами государственной политики в жилищно-коммунальной сфере являются:

  • повышение комфортности условий проживания;
  • улучшение качества жилищного фонда,
  • модернизация и повышение энергоэффективности объектов жилищно-коммунального хозяйства;
  • обеспечение доступности жилищно-коммунальных услуг.

Механизмы достижения поставленных целей и задач раскрываются в «Стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации до 2020 года» утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации № 80-р от 26 января  2016г.

Отраслевое  образование.

Сегодня современное городское хозяйство представляет собой многоотраслевой комплекс, от согласованной работы которого зависит качество жизни населения. Для осуществления эффективной эксплуатации жилых зданий, объектов коммунальной инженерной инфраструктуры и городского транспорта, дорог, мостов, озеленения территорий на протяжении веков формировалась отраслевая система образования, подготовки и переподготовки кадров.

Со времен Киевской Руси на территории нашего государства развивались различные ремесла: были великолепные литейщики и кузнецы, архитекторы и строители. Тонкостям мастерства, навыкам профессионального дела обучались в процессе труда как у иностранных специалистов, в школах при монастырях, так и у своих вошедших в историю «Левшей». Появление на Руси новых городов и строительство новых дорог для нужд развития торговли и промышленности дали толчок к развитию новых «городских» профессий, удовлетворяющих потребности грамотного строительства и эксплуатации  водоводов и плотин, дорог и мостов и других объектов.

Начало создания государственной системы профессионального образования  относится к 1701 году, когда Петром 1 был подписан указ, определявший роль и назначение профессиональных учебных заведений в России.

Первых из них были открыты для подготовки специалистов в промышленности, транспорте и городском хозяйстве. В 1866 году было создано Русское техническое общество; через два года начала работать постоянная комиссия по техническому образованию, появился и одноименный журнал «Техническое образование». В этот период открываются учебные слесарные мастерские, создаваемые на «доброхотные даяния», появляются первые технические училища: начал готовить специалистов для коммунальной энергетики Московский энергетический техникум.

В 1872 году был издан «Устав реальных училищ», согласно которому существовавшие ранее гимназии были преобразованы в новый тип учебных заведений – реальные училища, которые давали общее и специальное образование.

По мере развития общества  менялись исторические, социальные задачи и градостроительная политика. Усложнение и развитие городского хозяйства все настоятельнее требовало наличия высококвалифицированных кадров не только высшего управленческого звена, но и среднего звена, владеющего вопросами производства и управления персоналом.

В печати и на съездах промышленников все настойчивее стали звучать требования о расширении в России сети профессиональных училищ и школ для нужд развития промышленности и городского хозяйства. Развитие системы профессионального образования являлось мощным средством самостоятельного национального развития России. За период с 1898 по 1903 возникло восемь средних училищ в дополнение к действующим 10, два низших технических училища были реорганизованы в средние, начала формироваться и система специального образования для  нужд городского хозяйства. Сначала для работников городского хозяйства были организованы краткосрочные курсы в виде циклов лекций.  В курс отдельных учебных заведений были введены дисциплины  по основным коммунальным специальностям .

Первый крупный шаг в изучении города как такового: истории его развития, строительства и благоустройства, был сделан в Петербурге (Ленинграде). В 1918 году в Аничковом дворце был создан «Музей города», при котором организовывались лекции по отдельным вопросам городского хозяйства для коммунальных работников, жилищных инспекторов, учащихся ВУЗов и ВТУЗов. В 1922 году «Музей города» при содействии Ленинградского Губкомхоза организовал курсы по коммунальному хозяйству, основной задачей которых являлась подготовка коммунальных работников с общим знанием коммунального дела, приемов и навыков работы городском хозяйстве. Продолжительность курсов сначала составляла 6 недель, затем программа была расширена до 6 месяцев, а впоследствии их продолжительность была увеличена сначала до одного года, а затем и до двух лет.

В 1925 году ленинградские курсы по коммунальному хозяйству были реорганизованы в Техникум коммунального хозяйства,  продолжительность обучения в нем соответственно выросла до трех с половиной лет.

В 1926 году Техникум коммунального хозяйства был вновь реорганизован  в Высшие курсы коммунального хозяйства в связи с передачей техникума в непосредственное ведение НКВД РСФСР. Высшие курсы коммунального хозяйства предназначались для подготовки коммунальных работников, компетентных  во всех вопросах коммунального хозяйства, и, вместе с тем, специализирующихся в одной из его основных отраслей: благоустройстве, организационно-экономической, инженерной или жилищной сфере.

В конце 1928 года в Ленинграде было организовано Научно-исследовательское бюро коммунального дела, объединявшее научные силы города, которое вскоре было переименовано в «Институт коммунального хозяйства». В ленинградском Политехническом институте и Институте гражданских инженеров были введены коммунальные циклы, причем в Политехническом институте читались курсы по коммунальному и жилищному строительству, коммунальному управлению и финансам.

В этот же период в Москве были организованы «Кратковременные специальные курсы по планировке» на базе Московского высшего технического училища (МВТУ), действовало коммунально-строительное отделение с тремя подотделами: водопроводно-канализационным, отопительно-вентиляционным и дорожно-планировочным, был введен курс экономики коммунального хозяйства. В Московском государственном университете на факультете советского права началось чтение курса по коммунальному хозяйству.

Начали готовить кадры для коммунального хозяйства и в Донском политехническом институте (Ростов-на-Дону), подготовка шла по нескольким специальностям: экономике коммунального хозяйства и коммунальному управлению.

Вопросы экономики преподавались и в Сибирском политехникуме (Новосибирск), но более чем в скромных объемах.

В конце 20-х годов  в нашей стране готовилась реформа образования, касающаяся всех трех его ступеней, начиная от подготовки рабочих кадров до переподготовки министров и управленческих кадров высшего звена государства; затрагивала она и подготовку кадров  для городского хозяйства.

План развития коммунального образования в России был представлен в августовском номере журнала «Коммунальное дело». Коротко он выглядел так.

Подготовка квалифицированной коммунальной рабочей силы: предусматривалась  в школах фабзавучей для подростков, школах и курсах для юношей и взрослых рабочих, предусматривалось бригадное и индивидуальное ученичество.

Подготовка низшего командного состава в области жилищного строительства, водоснабжения и канализации, дорожного и мостового дела, садово-парковых работ предусматривалась на курсах коммунальных десятников, которые должны были быть организованы во всех областных центрах, в особенностях на окраинах, так как потребность в такой рабочей силе была очень насущна. Основной задачей курсов было – дать основные знания по вопросам техники строительства и вместе с тем – усвоение целей и задач коммунального строительства.

Подготовка низших технических работников (десятников, чертежников и т.д.), работников в области делопроизводства, счетоводства и учета, статистики коммунального хозяйства предусматривалась на базе создания школ 2-й ступени с коммунальным уклоном.

Подготовка среднего технического персонала, коммунальных техников, помощников инженеров во всех областях коммунального строительства (съемочно-планировочной, жилищно-строительной, водоснабжения и канализации, дорожной и мостовой и т.д.) предусматривалась на базе создания системы коммунальных техникумов. Техникумы должны были быть организованы в крупных областных центрах, в первую очередь – в Москве и Ленинграде. Коммунальных техник должен был получить  законченное среднее техническое образование и знание основ экономики коммунального хозяйства. В отдаленных от центра местностях, такой технический работник был абсолютно необходим, так как мог заменить с успехом инженера, который там, как правило, отсутствовал.

Подготовка инженеров- техников и инженеров-экономистов во всех областях коммунального хозяйства должна была осуществляться на базе коммунальных высших учебных заведений. Подготовку инженеров-техников должны были осуществлять в Москве - МВТУ, в Ленинграде – Политехнический институт им. М.И. Калинина, Институт гражданских инженеров и Ленинградский институт коммунального хозяйства.

Переподготовка ответственных коммунальных работников руководящего административно-организационного персонала  была отнесена к компетенции Практической коммунальной академии и курсов для лиц высшей и средней квалификации.

Повышением квалификации коммунальных работников округов и районов, окружных и районных городов должны заниматься курсы по коммунальному хозяйству.

Подавляющее большинство советских техникумов было создано на базе дореволюционных средних и низших специальных учебных заведений: технических, коммерческих, сельскохозяйственных, горных и других.

В довоенный период были популярны циклы лекций и клубные занятия по коммунальному хозяйству для распространения коммунальных знаний среди членов горсоветов,  проводились популярные лекции и для широких трудящихся масс. В помощь обучающимся издательством НКВД  РСФСР активно издавалась специальная литература.

В конце 1929 года подготовка профессионалов-коммунальников осуществлялась двумя вузами – Коммунальным институтом в Ленинграде и Институтом народного хозяйства в Харькове, на базе  Коммунального факультета, который имел две специализации – коммунальную и жилищную.

Большим шагом стало создание в 1931 году Академии коммунального хозяйства РСФСР, которая в первые годы своего существования занималась в основном переподготовкой кадров  высшего звена для городского хозяйства, позднее при АКХ РСФСР была создана аспирантура, осуществлявшая подготовку научных кадров.

В 1931 году при очередном витке реформы образовании в ведение НКВД РСФСР были переданы только три вуза, не охватывающие всех отраслей  коммунального хозяйства и не вполне приспособленные для подготовки коммунальных кадров. Само территориальное расположение этих вузов – Ленинград, Казань и Новочеркасск – носило случайный характер. В Москве, где имелась лучшая производственная база для коммунального образования и самое мощное в стране коммунальное хозяйство, не было ни одного специализированного вуза.

Борьба НКВД РСФСР за создание специализированного коммунального вуза в Москве увенчалась успехом с передачей в его ведение Высшего архитектурно-строительного института (ВАСИ).

С созданием в 1931 году Наркомата коммунального хозяйства РСФСР (НККХ РСФСР) ему были переданы учебные заведения, готовящие специалистов для отрасли. В начале 30-х годов появились коммунальные вузы в Саратове (на базе существующего техникума), Новосибирске (на базе Сибирского строительного института), в Свердловске и Казани, а позднее – на Дальнем Востоке. Продолжалось формирование и коммунальных техникумов. Перед Великой отечественной войной их было уже больше двадцати.

В 1954 году постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР «Об улучшении подготовки, распределения и использования специалистов с высшим и средним специальным образованием» намечалось расширить подготовку специалистов по дефицитным специальностям до уровня потребности в них. Было определено, что на одного специалиста с высшим образованием должно приходиться два-четыре специалиста-техника. Были разработаны перечни новых специальностей, подготовлены учебные планы и программы, создана необходимая учебно-методическая база.

В эти годы многие преподаватели совмещали работу в вузах с работой в научно-исследовательских, конструкторских и проектных институтах. Они привлекали к решению конкретных задач наиболее талантливых студентов.

В 1972 году постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР «О мерах по дальнейшему совершенствованию высшего образования в стране» было введено обязательное прохождение годичной стажировки на предприятиях, в учреждениях и организациях для студентов, что помогало им приобретать необходимые практические навыки, осваивать передовые технологии и связывать полученные знания с жизнью. После окончания ВУЗов выпускники направлялись на работу  в учреждения, предприятия, на производство  и со знанием дела внедряли на практике полученные знания и научные разработки.

Но работников ЖКХ с высшим и средним специальным образованием по-прежнему не хватало. Зачастую инженерные и руководящие должности занимали практики со средним школьным образованием. Лишь к концу 60-х годов ситуация начала меняться, вышло постановление, запрещающее занимать руководящие должности без соответствующего образования. Оно заставляло руководителей коммунальных  предприятий направляать своих специалистов поступать в ВУЗы, либо активнее искать им замену.

Формировалась и государственная система поддержки молодых специалистов. В 1973 году вышло совместное постановление Госкомитета по науке и  технике, Министерства высшего и среднего образования СССР и ЦК ВЛКСМ о создании советов молодых специалистов на предприятиях и организациях, в которых работало более 10 специалистов в возрасте до 30 лет. Эти советы контролировали предоставление молодым специалистам работы по специальности, прикрепление наставников, привлечение к научной и общественной работе.

В 80-е годы высшие учебные заведения начали готовить специалистов по договорам с предприятиями и организациями.  Координировал эту работу Минжилкомхоз РСФСР: собирал запросы от предприятий, изучал, сколько и каких специалистов требуется, изучал, какие профессии не обеспечены кадрами, поддерживал тесные контакты с высшими и средне-специальными учебными заведениями.

В 80-е годы уже около 120 вузов СССР направляло своих выпускников на предприятия и в организации ЖКХ – порядка 4000 специалистов в год. Хотя официальные рейтинги вузов в тот период не проводились, руководители жилищно-коммунальных предприятий отлично знали, какие вузы готовят качественных специалистов.

- у коммунальников многоотраслевых предприятий ЖКХ особенно ценились выпускники Харьковского института коммунального строительства, МИСИ, МЭИ, МГУ;

- в области экономики и финансов – котировались выпускники соответствующих факультетов Горьковского государственного университета, Московского технологического и «Плехановского» институтов;

- для работы в вычислительных центрах ЖКХ, на местах мечтали заполучить выпускников МВТУ им.Н.Э.Баумана,

- специалистов в области отопления и вентиляции (до 1870 года в России их не готовили, в основном эти работы выполняли архитекторы – питомцы императорской академии художеств, а также выпускники горного или технологического института), готовил Санкт-Петербургский Институт гражданских инженеров (1832 - 1931 год), позже преобразованный в Институт инженеров коммунального строительства. Сегодня подготовку специалистов в этой области осуществляют десятки строительных вузов страны;

- среди строительных специальностей были востребованы специалисты с дипломами МИСИ, МАрхИ, ЛИСИ, Ивановского ИСИ, Курского, Воронежского, Пермского политехнических институтов.

- ,  Государственный университет по землеустройству, (образованный в 1779 году для кадрового обеспечения земельной реформы в России), продолжают и сегодня выпускать высококлассных геодезистов;

-  в  водоканалах ценились выпускники соответствующего факультета МИСИ;

- в сфере дорожно-транспортного хозяйства  вне конкурса шли выпускники МАДИ, МИИТа, Ленинградского экономического, Волгоградского, Казанского ИСИ, Новочеркасского, Иркутского, Новосибирского политехнического института;

- коммунальные энергетики были рады выпускникам МЭИ, Смоленского энергетического института;

- если до начала Х1Х века в России не было специализированных вузов, которые бы готовили цветоводов и озеленителей для нужд городского хозяйства, то сегодня – десятки сельскохозяйственных (Московская сельскохозяйственная Академия им. К.А.Тимирязева), лесных (Санкт-Петербурская лесотехническая академия им. С.М.Кирова), Московского лесотехнического института,  архитектурно-строительных вузов (МАРХИ),  техникумы зеленого строительства и многие другие учебные заведения выпускают специалистов по ландшафтному дизайну, озеленению и цветоводству для нужд городского хозяйства, которые востребованы у озеленителей  и цветоводческих хозяйств, проектных и строительных организаций по озеленению городов;       -- для подготовки специалистов в жилищной сфере был создан Белгородский государственный технологический университет, осуществляющий подготовку специалистов по технической эксплуатации и реконструкции  зданий. Далее эта специализация была введена в Ростовском государственный технологический университет и других высших и средних учебных заведениях России.

Существенным фактором в повышении уровня  подготовки специалистов для городского хозяйства, явилось открытие Минвузом России в 1999году (в МГСУ и Пензенском ГАСУ) новой для России специальности – Экспертиза и управление недвижимостью. Изучая весь жизненный цикл объекта недвижимости (жилого здания, инженерного сооружения и др.) специальность, таким образом, уделяет большое внимание организационно- техническим и финансово- экономическим вопросам  эксплуатации  этих объектов. Дальнейшее развитие этой специальности, обусловленное востребованностью выпускниками, привело к созданию в ее рамках специализации – Организация и управление ЖКК муниципальных образований.

Сегодня кроме вузов, техникумов и колледжей в системе подготовки специалистов для жилищно - коммунального хозяйства России действуют учебные центры и учебно-курсовые комбинаты, курсы повышения квалификации.   География системы подготовки кадров для нужд коммунальной сферы охватывает сегодня 70 субъектов Российской Федерации: от Калининграда до Владивостока, от Архангельска до Севастополя.

Тем ни менее, процессы глобализации мирового хозяйства, вступление России во Всемирную торговую организацию и, как следствие, интеграция российской экономики в международное экономическое пространство, а также интенсификация миграции, оказывают серьезное влияние на рынок труда в ЖКХ.

Тенденции использования нового современного оборудования, стремительного изменений технологий и усиливающая конкуренция в отрасли, требуют повышения эффективности системы подготовки и постоянного повышения квалификации кадров.

Эти задачи призвана решить создаваемая в России, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7.05.2012г. №597, Национальная система профессиональных квалификаций.

Ключевым элементом Национальная система профессиональных квалификаций является приведение учреждениями образования основных образовательных программ (ООП) и федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) в соответствие с  профессиональными стандартами, что в конечном итоге должно обеспечить положительный результат проверки соответствия квалификаций выпускников учреждений образования, требованиям заложенным в соответствующих профессиональных стандартах в процессе прохождения ими профессионального экзамена в центрах оценки квалификаций, создаваемых в соответствии с 238 - ФЗ «О независимой оценке квалификаций».

Таким образом, в субъектах Федерации предстоит большая работа региональных отраслевых объединений работодателей в ЖКХ (РООР ЖКХ) и отраслевых органов исполнительной власти по организации, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании», проведения профессионально  - общественной аккредитации ООП в сфере ЖКХ, на соответствие их отраслевым профессиональным стандартам.

Отраслевые профсоюзы.

Активная борьба трудящихся за свои права в России, после революции 1905 года, привела к созданию  в губернских и уездных городах союзов по профессиям (уже тогда насчитывалось около 700), которые стали прообразами современных профсоюзов.

В марте 1906 года вышел царский Указ о профсоюзах "Временные правила о профессиональных обществах, учреждаемых для лиц, занятых в торговых и промышленных предприятиях, или для владельцев этих предприятий". Создание профсоюза было теперь делом  властных и силовых структур, которым предписывалось утверждать уставы общественных объединений.

Профессиональные союзы, возникшие в 1906 – 1919 годах объединяли, в том числе и работников сфер деятельности, которые мы традиционно относим к жилищно-коммунальному хозяйству.

В  Москве возникли союзы трамвайщиков, рабочих водопровода и отопления, домашней прислуги, рабочих предприятий московского общественного самоуправления, работников прачечных и парикмахерских, рабочих канализационного отдела, служащих трубочистных отрядов, швейцаров, истопников, уборщиц, лифтеров, управдомов, которые объединяли большую часть всех работающих в городском хозяйстве и др.

В Петрограде были организованы  союзы трамвайщиков, парикмахеров-подмастерьев, полотеров, рабочих городских бань, трубочистов, союз служащих парового трамвая Невской пригородной железной дороги, союз могильщиков и кладбищенских сторожей, работников газового завода, электрической станции, обоза, мусоросжигательной станции, пожарного дела садоводства, уборщиц, управдомов, лифтеров, швейцаров и др.

Путь создания союзов по профессиям был прогрессивным в определенный исторический период, но последующее развитие рабочего движения все же потребовало преодоления узко цеховых рамок в профсоюзном строительстве, что неизбежно порождало раздробленность рабочего движения, затрудняло его организационные связи и подбор кадров.

Общие задачи по защите интересов трудящихся и взаимно дополняющая друг друга практическая работа все больше сближали союзы по профессиям. Окончательное решение о превращении их в низовые профсоюзные организации принял 1 Всероссийский съезд профсоюзов в январе 1918 года. Именно на этом съезде в развитии профсоюзного движения России был взят курс на участие профсоюзов в государственном и хозяйственном строительстве, в решении социальных задач, как непременного участника Советской власти.

Программные решения 1-го Всероссийского съезда профсоюза муниципальных работников, состоявшегося 7 мая 1919 года в Москве, положили начало объединению работников коммунального хозяйства в крупный профессиональный союз в масштабе России - Всероссийский союз муниципальных работников.

Ш съезд Всероссийского Центрального Совета Профессиональных Союзов (ВЦСПС), проходивший в апреле 1920 года, постановил переименовать Всероссийский союз муниципальных работников во Всероссийский союз работников коммунального хозяйства, в который должны входить все категории трудящихся, непосредственно обслуживающих коммунальное хозяйство: охраны, благоустройства и гигиены (милиция, пожарные, канализация, уличное освещение, карательные учреждения, бани и прочие), а также домовые рабочие обслуживающие дома. К этому времени работали 34 губернских отдела, 128 уездных отделений, число членов составило 178 тысяч человек.

Ш съезд Всероссийского союза работников коммунального хозяйства состоялся 6 - 10 ноября 1921 г. В его работе участвовали 212 делегатов от 73 губернских отделов Союза. К этому времени функционировали 79 губернских отделов и 239 уездных отделений с числом членов Союза - 243,1 тысячи человек.

Говоря о роли профсоюзов в новом обществе, где власть принадлежала трудящимся, большевики заявили об изменении функций профсоюзов. Профсоюзы должны были перенести центр тяжести своей деятельности из области защиты интересов трудящихся в сферу управления производством. Одним из первых декретов Советской власти стал декрет о рабочем контроле, в осуществлении которого профсоюзам отводилась важная роль. Рабочий контроль учреждался над производством, продажей продуктов и сырья, а также финансовой деятельностью предприятий. Первичными ячейками фабричного контроля стали фабзавкомы. В городах советы рабочего контроля формировались из членов советов рабочих депутатов, профсоюзных организаций, фабзавкомов и рабочих кооперативов.

V съезд Всероссийского союза работников коммунального хозяйства (14 - 19 июня 1924 года) подвел итоги деятельности профсоюзных организаций за 5 лет и принял решение о переименовании Всероссийского союза ….. в Союз работников коммунального хозяйства СССР.

Профсоюз стал одним из крупнейших в СССР. Количество территориальных органов и первичных организаций составило более 2400, а количество членов  более 450, 0 тыс. человек.

В январе 1931 года состоялся V пленум ВЦСПС, который принял следующие решения: "Существующая структура союзов, объединяющих огромные массы рабочих разнообразных отраслей промышленности и народного хозяйства . . ., а также связанных с большим количеством хозобъединений, затрудняет конкретное участие профсоюзов в руководстве социалистической промышленностью и другими отраслями народного хозяйства, организацию все растущей ответственности рабочих масс вокруг конкретных вопросов производства,, более тщательный учет производственных и бытовых особенностей отдельных групп рабочих, лучшее их обслуживание и борьбу с бюрократизмом.

Исходя из этого, V пленум ВЦСПС считает необходимым на основе производственного принципа построения профсоюзов, произвести разукрупнение профсоюзов с выделением из них ряда новых союзов".

В соответствии с этим решением V пленума ВЦСПС из союза работников коммунального хозяйства СССР были образованы:
    1. Союз рабочих коммунального хозяйства (трамвайное и автобусное движение, газовые заводы, водопровод, коммунальные электростанции);

2. Союз рабочих городских предприятий и домработниц (обслуживание бань, жилищ, домашние работницы, парикмахерские, пожарное дело и другие мелкие предприятия).

В 1934 году ВЦСПС провел дальнейшее разукрупнение отраслевых профсоюзов, создав из существующих в то время 47 профсоюзов 154.

В результате разукрупнения:

  • из Союза рабочих коммунального хозяйства были образованы - Союз работников городского электрического транспорта (121,7 тыс. членов профсоюза 90,0%) и Союз рабочих коммунальных предприятий (84,8 тыс. членов профсоюза – 88,7%);
  • из Союза рабочих городских предприятий и домработниц созданы Союз рабочих жилищного хозяйства (251,4 тыс. членов профсоюза – 74,5%), Союз рабочих пожарной охраны (69,2 тыс. членов профсоюза – 89, 6%), Союз парикмахеров (34,4тыс. членов профсоюза – 90,7%), Союз рабочих городских предприятий (191,7 тыс. членов профсоюза – 90,1%).

Эти перечисленные шесть отраслевых союзов, действовавших в коммунальном хозяйстве страны, просуществовали до 1945 года, когда вновь началось укрупнение профсоюзов.

С первых дней войны главнейшей задачей профсоюзных комитетов стала всесторонняя помощь действующей армии.

Постановлением Секретариата ВЦСПС от 16.10.1942 г. профсоюз рабочих городских предприятий был переименован в профсоюз рабочих местной промышленности.

В соответствии с постановлением Президиума ВЦСПС от 15.11.1945г. профсоюзы рабочих коммунальных предприятий, пожарной охраны и работников парикмахерских, бань и прачечных объединились в один профсоюз - рабочих коммунального хозяйства.

В соответствии с постановлением Президиума ВЦСПС от 26.10.1948г. были объединены  профсоюзы рабочих коммунального хозяйства, жилищного хозяйства и работников городского электротранспорта.

А в соответствии с Постановлением Президиума ВЦСПС от 19.08.1957г. профсоюз рабочих коммунального хозяйства объединился с профсоюзом рабочих местной промышленности и получил новое название - профсоюз рабочих местной промышленности и коммунального хозяйства.      Так, через 26 лет после первого разукрупнения вновь объединились трамвайщики, коммунальники, жилищники, пожарники, работники парикмахерских, бань, и прачечных, а также местной промышленности в один профсоюз. Союз насчитывал 19126 первичных организаций с числом членов профсоюза 2672,0 тысячи (90,8 процента от общего количества работавших в многопрофильной отрасли народного хозяйства СССР).

В 1963 году Президиум ВЦСПС принял предложение ЦК профсоюза рабочих местной промышленности и коммунального хозяйства о переименовании профсоюза - в профессиональный Союз рабочих коммунально-бытовых предприятий.

В 1966 году Президиум ВЦСПС переименовал профсоюз рабочих коммунально-бытовых предприятий в профсоюз рабочих местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий.

23 августа 1990 года, в Ярославле, прошел I Учредительный съезд профсоюза рабочих местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий Российской Федерации. На нем была образована Российская республиканская организация профсоюза.

В октябре этого же года Российский республиканский комитет профсоюза был переименован в Центральный комитет профсоюза рабочих местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий Российской Федерации.

В состав профсоюза вошли 8171 первичных, 33 объединенных, 22 районных и городских, 51 областная, 6 краевых и 16 республиканских организаций профсоюза. Общее число членов профсоюза - 4078,7 тысячи человек, что составило 99,2 процента от общего числа работающих в отрасли.

На  V съезде  профсоюза рабочих местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий Российской Федерации, который состоялся 18 мая 2010 года, были внесены поправки в Устав Профсоюза и Профсоюз был переименован в Общероссийский профессиональный союз работников жизнеобеспечения. Бессменным Председателем Профсоюза является Василевский А.Д.

Отраслевой праздник.

Главной задачей жилищно – коммунального хозяйства является обеспечение комфортных и безопасных условий проживания граждан Российской Федерации. Работники жилищно-коммунальной сферы представляют собой профессиональное сообщество, имеющее собственные традиции, достижения, трудовые династии.  

При этом,  необходимо учитывать, что жилищно-коммунальная сфера имеет две уникальные особенности, которые выделяют ее среди прочих отраслей и видов деятельности.

Первая – ее обязательный характер. Невозможно представить себе нормальное существование урбанизированных территорий России без надежного жилья и бесперебойной работы коммунальных служб.

Вторая особенность – незаменимый характер. Жилищно – коммунальная деятельность, с экономической точки зрения, относится к категории услуг и результаты этой деятельности , как правило, потребляются в местах их производства. Эти услуги нельзя ничем компенсировать и их нельзя импортировать из других регионов. Деградировать, или исчезать без значительных социальных и политических последствий в России жилищные и коммунальные услуги не могут.         Не случайно в последние года сфера жилищно-коммунального хозяйства состоит в числе наиболее значимых государственных проблем, которые отмечают граждане. По данным социологических опросов Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) это отмечают около 60 процентов опрошенных.

Осознание необходимости отмечать свой профессиональный праздник, как инструмент всенародного  признания значимости отрасли в развитии общества и поднятия престижа ее профессий пришло к работникам жилищно – коммунального хозяйства еще в Советское время, период бурного развития коммунального хозяйства, сферы услуг и строительства жилья, когда в городском хозяйстве появлялись новые виды деятельности, росла численность и профессионализм работающих в отрасли людей.

Официально работники жилищно – коммунального хозяйства начали отмечать свой праздник  с 1966 в четвертое воскресенье июля, совместно с работниками торговли и бытового обслуживания (парикмахерами, работники бань, прачечных и т.д.), когда в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР эта дата была введена в число красных дней календаря.

 По  Указу Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 г. № 3018-X «О праздничных и памятных днях», в редакции Указа Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1988 г. № 9724-X «О внесении изменений в законодательство СССР о праздничных и памятных днях» этот  профессиональный праздник был перенесен на в третье воскресенье марта.

До 2014 года работники торговли отмечали свой профессиональный праздник  совместно с работники  жилищно – коммунального хозяйства и бытового обслуживания, а в 2013 г. инициировали принятие отдельного Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2013 года N 459 «О Дне работника торговли», в котором  для работников торговли была установлена новая дата его празднования - четвертая суббота июля.

Теперь это праздник работники  жилищно – коммунального хозяйства и бытового обслуживания.

Отраслевые награды.

Почетное звание "Заслуженный работник жилищно-коммунального хозяйства РСФСР" было учреждено в 1977 году и до 1996 года оно присваивалось высокопрофессиональным работникам организаций жилищно-коммунального хозяйства за личные заслуги: в своевременном оказании качественных и современных жилищно-эксплуатационных услуг населению; в организации устойчивого и качественного функционирования коммунального хозяйства, городского транспорта, водоочистки и водообеспечения, службы отопления, освещения и сохранения жилищного фонда; в повышении уровня механизации труда в жилищно-коммунальном хозяйстве и применении современных систем автоматизации, способствующих повышению качества, эффективности и экологичности предоставляемых услуг; в выполнении природоохранных мероприятий, реализации основных направлений экологической безопасности населения, мест его проживания и трудовой деятельности, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; в воспитании и подготовке квалифицированных кадров для жилищно-коммунального хозяйства.

С 1996 года в наименовании почетного звания слова «РСФСР» заменили на «Российской Федерации». Ныне действующее почетное звание «Заслуженный работник жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации» учреждено Указом Президента от 7 сентября 2010 г. № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации».     С целью мобилизации работников жилищно-коммунального хозяйства России на успешное решение задач в ходе проводимой экономической реформы приказом Госстроя России от 24.07. 1997 года №17 – 49, был учрежден ведомственный нагрудный знак отличия "Почетный работник жилищно-коммунального хозяйства России", для награждения высококвалифицированных работников предприятий, объединений, организаций и учреждений жилищно-коммунального хозяйства, научных, проектных и учебных заведений отрасли, а также других лиц за: многолетний плодотворный труд и заслуги в области жилищно-коммунального хозяйства; разработку, освоение производства, внедрение современной техники и новейших технологий, форм, методов организации труда, дающих значительный экономический эффект, улучшающих качество коммунальных услуг; обеспечение надежной безопасной эксплуатации объектов и оборудования на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства; заслуги в области подготовки кадров специалистов и квалифицированных рабочих для жилищно-коммунального хозяйства; высокий профессионализм, самоотверженность, проявленные при действии в чрезвычайных ситуациях на объектах жилищно - коммунального хозяйства.

Ныне действующая ведомственная награда «Почетный  работник жилищно-коммунального хозяйства России» учреждена приказом Минрегиона России от 22 февраля  2005 г. № 13.