История становления Общероссийского отраслевого объединения работодателей «Союз коммунальных предприятий»


Общероссийское отраслевое объединение работодателей «Союз коммунальных предприятий» (ОООР «СКП») ведет свою историю от Союза работников жилищно – коммунального хозяйства Российской Федерации, который был образован 16.декабря 1994года по решению делегатов от предприятий и объединений ЖКХ из 83 субъектов Федерации, собравшихся в Москве на свой учредительный съезд.

Создание Союза было вызвано рядом обстоятельств, связанных:

  • с ликвидацией Министерства ЖКХ РФ, координирующего функционирование и развитие этой сферы деятельности в государстве и последовавшим за этим прекращением выделением средств федерального бюджета на датирование отрасли, в условиях когда население оплачивало от 4 до 10% затрат предприятий ЖКХ за оказанные жилищно – коммунальные услуги;
  • с начавшимися в стране процессами децентрализации системы управления отраслями, предприятиями, подразумевающими, что вопросы ЖКХ являются исключительной компетенцией местных (муниципальных) органов власти. В этот период, при утверждении Правительством РФ структуры региональных органов исполнительной власти, была предпринята попытка ликвидации соответствующих институтов управления ЖКХ на уровне субъектов Федерации.

Главной задачей организаторов создания Союза послужило то убеждение, что роль предприятий отрасли будет более понятной обществу, когда их деятельность будет известна и доступна для понимания, как рядовому гражданину, так и представителям органов власти.

Союз носил форму общественного движения и представлял собой вертикально – интегрированную структуру, состоящую из представительств в Республиках, краях и областях России. Устав предусматривал решение профессиональных задач отрасли для обеспечения комфортных условий жизни населения, в том числе с использованием политических инструментов – участие в выборах в муниципальные, региональные и федеральные органы законодательной власти.

Благодаря этому мнение представителей Союза на местах стало учитываться при принятии решений касающихся сферы ЖКХ, многие из них стали депутатами законодательных собраний.

На федеральном уровне постановлением Правительства РФ от 21 01 1995г. №71 Президент Союза работников ЖКХ РФ – Чернышов Л.Н. введен в состав Межведомственного совета по вопросам архитектуры, строительства и ЖКХ, своеобразного мини – правительства, состоявшего из представителей федеральных министерств, ведомств и руководителей региональных органов власти, решавшего вопросы развития одноименных отраслей экономики, в том числе реформирование жилищно –коммунального хозяйства.

В этом же году (15 марта) на расширенном заседании правления Союза было принято решение о создании Общероссийского общественного избирательного блока для участия в выборах в Государственную Думу Федерального Собрания Российской федерации.

Единственное в то время отраслевое печатное издание – журнал «Жилищное и коммунальное хозяйство», издаваемое с 1921года, в своем 10 номере за 1995год широко представил платформу избирательного объединения «Союз жилищно – коммунального хозяйства России», федеральный список кандидатов в депутаты и др. информацию.

Избирательное объединения «Союз жилищно – коммунального хозяйства России» приняло участие в избирательной компании в Государственную Думу, в 1995 под номером 43.

В этот период деятельность Союза включающая, в том числе семинары, конференции выставки, оказывала серьезное воздействие на формирование общественного мнения о работе предприятий и работников отрасли.

В 1996 году совместно с Министерством строительства, архитектуры и ЖКХ РФ и ЦК профсоюза жизнеобеспечения учреждается Всероссийский конкурс на лучшее предприятие ЖКХ.

В 1999 году, впервые за последние 10 лет по решению Правительства РФ, в г. Санкт – Петербурге, по инициативе Союза. проводится Всероссийский форум работников ЖКХ России посвященный 350 – летию отрасли.

Создание Союза работников ЖКХ России:

  • показало пример объединения представителей профессионального сообщества вокруг острейшей проблемы нашего общества – обеспечение качества предоставления жилищно - коммунальных услуг населению;
  • обратило внимание чиновников на необходимость вернуться, на определенный период времени, к институту государственного регулирования этой сферы деятельности.

Законодательное регулирование деятельности общественных организаций: привело к необходимости изменения правового статуса, устройства, форм и методов деятельности Союза работников ЖКХ России.

В соответствии с Резолюцией съезда городов Российской Федерации прошедшего в Москве 15 октября 1999года, совместным решением Госстроя России и Конгресса муниципальных образований России 9.марта 2000 года был учрежден Национальный Союз предприятий жилищно – коммунальной отрасли. Президентом Союза был избран Николаев В.Б.

В сложной политической, экономической и социальной обстановке Союз объединяет предприятия городского хозяйства, решительно обозначает проблемы отрасли и публично высказывает свою точку зрения, используя для этого средства массовой информации, законодательство, потенциал отраслевых общественных организаций в регионах. При этом, в этот период Национальный Союз не имеет своих представительств на местах.

Тем ни менее, основной целью деятельности Союза является:

  • представление и защита интересов предприятий ЖКХ во взаимоотношениях с государственными и общественными организациями;
  • повышение престижности профессии работника жилищно – коммунального хозяйства;
  • формирование в обществе позитивного отношения к реформе жилищно – коммунального хозяйства;
  • превращение отрасли в качественно новую рентабельную сферу экономики, способную достойно решать задачи, выдвигаемые третьим тысячелетием.

После принятия Федерального закона «Об объединениях работодателей» Национальный Союз предприятий жилищно – коммунальной отрасли, в октябре 2003 года, был преобразован Общероссийского отраслевого объединения работодателей «Союз коммунальных предприятий» (ОООР «СКП»). Благодаря этому появляется возможность создания на местах региональных отраслевых объединения работодателей в жилищно – коммунальном хозяйстве (РООР ЖКХ), со статусом самостоятельного юридического лица, которые, в том числе, были необходимы для решения социально-трудовых отношений на предприятиях отрасли.

Сегодня разработанное и подписанное ОООР «СКП» на федеральном уровне с ЦК профсоюза жизнеобеспечения и Минстроем России на 2017-2019 годы Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве (ОТС), определяет общие условия оплаты труда работников предприятий отрасли, обязанности и ответственность сторон социального партнерства.

Данное направление деятельности ОООР «СКП» поддерживается в субъектах РФ, где РООР ЖКХ разрабатывают и утверждают подобные документы, а органы исполнительной власти и органы тарифного регулирования, используют, их:

  • при формировании фонда оплаты труда на предприятиях отрасли;
  • при формировании тарифов на жилищно-коммунальные услуги, включающую минимальную месячную тарифную ставку рабочего первого разряда, определяемую ОТС.

Коренное изменение направления деятельности ОООР «СКП», как объединений работодателей в ЖКХ на федеральном уровне, произошло после принятия Указа Президента РФ от 16 апреля 2014 года №249 « О Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям». Национальный совет был создан как консультативный орган при Президенте РФ, в целях решения вопросов, касающихся создания и развития Национальной системы профессиональных квалификаций.

Для развития отраслевой системы профессиональных квалификаций в ЖКХ решением Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям 29 июля 2014 года, на базе Общероссийского отраслевого объединения работодателей «Союз коммунальных предприятий», был образован Совет по профессиональным квалификациям в жилищно-коммунальном хозяйстве (СПК ЖКХ), который принял на себя репутационную ответственность за развитие квалификаций в следующих отраслях ЖКХ:

  • управление и эксплуатация многоквартирных домов;
  • капитальный ремонт многоквартирных домов;
  • водоснабжение и водоотведение;
  • коммунальное теплоснабжение;
  • коммунальное электроснабжение;
  • благоустройство и озеленение территорий;
  • обращение с отходами производства и потребления;
  • похоронное дело.

СПК ЖКХ был наделен следующими полномочиями:

  • проведение мониторинга рынка труда, появления новых профессий, изменений в наименованиях и перечнях профессий в сфере ЖКХ;
  • разработка, применение и актуализация профессиональных стандартов в сфере ЖКХ;
  • разработка, применение и актуализация отраслевой рамки квалификаций и квалификационных требований в сфере ЖКХ;
  • организация и координация деятельности по независимой оценке квалификаций в соответствии с перечнем профессиональных стандартов, и иными установленными квалификационными требованиями;
  • участие в разработке государственных стандартов профессионального образования, актуализации программ профессионального образования и обучения, а также в организации деятельности по профессионально-общественной аккредитации образовательных программ в сфере ЖКХ.

Для организации деятельности Совета был сформирован и утвержден НАРК состав Совета, а также его рабочие органы - рабочие группы и Комиссии.

За почти три года работы СПК ЖКХ были организованы и осуществлены:

  • разработка и утверждение 47 отраслевых профессиональных стандартов;
  • разработка и утверждение 99 новых наименований профессиональных квалификаций;
  • разработка и утверждение 45 комплектов оценочных средств (КОС) - основного инструмента оценки профессиональных квалификаций работников предприятий отрасли, в процессе проведения профессионального экзамена;
  • обучение и аттестация, 118 экспертов по оценке профессиональных квалификаций для работы в региональных Центрах оценки квалификаций (ЦОК ЖКХ).
  • в субъектах Федерации, на базе РООР ЖКХ или при их непосредственном участии, создание 22 центра оценки квалификаций (Республиках Башкартостан и Татарстан; гг. Москва и Санкт-Петербург; Алтайском, Ставропольском, Краснодарском краях; Иркутской, Костромской, Московской, Новосибирской, Псковской, Томской, Омской, Самарской, Свердловской, Челябинской и других областях).

Сформированная Советом по профессиональным квалификациям нормативно – методическая база, позволила консолидировать имеющиеся в регионах профессиональные компетенции работников в сфере ЖКХ, для организации внедрения профессиональных стандартов на отраслевых предприятиях.

Так, в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2015 № 122-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации № 584 от 27.06. 2016 года, с субъектах Федерации при Министерствах (Комитетах, Департаментах) ЖКХ создаются Комиссии по применению профессиональных стандартов на предприятиях ЖКХ территории, с участием служб занятости, учреждений образования, представителей органов по труду и социальной защиты, региональных объединений работодателей и профсоюзов, отраслевых предприятий и иных учреждений и организаций, осуществляющих деятельность по формированию и развитию профессиональных квалификаций на региональном рынке труда.

В соответствии с Федеральный закон № 238 - ФЗ «О независимой оценке квалификаций», созданные в субъектах Федерации, центры оценки квалификаций приступают к процедуре независимой оценки квалификаций работников предприятий отрасли.

Таким образом, расширение деятельности ОООР СКП и его региональных представительств (РООР ЖКХ) позволило сформировать организационную структуру отраслевой системы профессиональных квалификаций в ЖКХ и укрепить их позиции на рынке труда.

Открытый доступ к информационному ресурсу, реестрам созданных ЦОК, квалифицированных специалистов, экспертов, образовательных программ и другой информации позволит всем пользователям получить необходимую информацию о квалифицированных кадрах в ЖКХ.

 

Информационный ресурс ОООР «СКП» и СПК ЖКХ представлен сайтами: www.unioncom.ru; спк-жкх.рф .