Материалы ПОА

УТВЕРЖДЕНО

Решением Совета по профессиональным
квалификациям в ЖКХ

решение № 20 от «11» апреля 2018 г.

 

Порядок и методика проведения профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность для сферы жилищно-коммунального хозяйства

Москва, 2018

 

 

1. Общие положения.

1.1. Настоящий Порядок и методика проведения профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ (далее - Порядок) разработаны в соответствии с положениями статьи 96 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2017 г. № 431 «О порядке формирования и ведения перечня организаций, проводящих профессионально-общественную аккредитацию основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ» и «Общими требованиями к проведению профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения, дополнительных профессиональных программ» (далее - «Общие требования о проведении ПОА»), утвержденными 3 июля 2017 года Председателем Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям А.Н. Шохиным, Рекомендациями НАРК по организации и проведению профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения, дополнительных профессиональных программ.

1.2. Настоящий документ устанавливает основные понятия, процедуру профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ, реализуемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность по профессиональным образовательным программам для сферы жилищно-коммунального хозяйства (далее - «образовательные программы в сфере ЖКХ»), критерии профессионально-общественной аккредитации образовательных программ в сфере ЖКХ, в том числе требования к экспертам, привлекаемым к проведению профессионально-общественной аккредитации, методику расчета стоимости услуг по проведению профессионально-общественной аккредитации, правила апелляции.

2. Основные понятия, термины и определения.

В настоящем документе используются следующие основные понятия, термины и определения.

Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ в сфере ЖКХ (далее «ПОА образовательных программ в сфере ЖКХ») – процедура, направленная на признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших образовательную программу в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающую требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля.

Аккредитационная экспертиза – процедура оценки образовательной программы в сфере ЖКХ, основанная на анализе информации о соответствии представленной к аккредитации образовательной программы установленным критериям. Аккредитационная экспертиза проводится командой независимых экспертов, привлекаемых аккредитующей организацией из Реестра экспертов, размещенного на официальном сайте СПК ЖКХ.

Аккредитующая организация – организация, принимающая решение о профессионально-общественной аккредитации образовательных программ в сфере ЖКХ, прошедшая процедуру отбора в соответствии с Правилами наделения работодателей, общероссийских и иных объединений работодателей, ассоциаций (союзов) и иных организаций, представляющих и (или) объединяющих профессиональные сообщества (утв. 3 июля 2017 года Общими требованиями к проведению профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения, дополнительных профессиональных программ) полномочиями на проведение профессионально-общественной аккредитации.

Реестр аккредитованных образовательных программ – перечень образовательных программ, реализуемых в образовательных организациях, получивших профессионально-общественную аккредитацию аккредитующей организации, который ведется Советом по профессиональным квалификациям в жилищно-коммунальном хозяйстве (далее – СПК ЖКХ).

Рабочая группа СПК ЖКХ по проведению профессионально-общественной аккредитации образовательных программ и актуализации федеральных государственных образовательных стандартов (далее – «Рабочая группа по ПОА и ФГОС СПК ЖКХ») – коллегиальный орган, созданный СПК ЖКХ и осуществляющий полномочия, связанные с организацией проведения аккредитационной экспертизы образовательных программ в сфере ЖКХ.

Состав Рабочей группы по ПОА и ФГОС СПК ЖКХ утверждается решением Совета по профессиональным квалификациям в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Критерий – признак, на основании которого проводится оценка соответствия образовательной программы требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля.

Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

Эксперт – физическое лицо, включенное на основании решения СПК ЖКХ в Реестр экспертов, размещенный на официальном сайте СПК ЖКХ и привлекаемое аккредитующей организацией, к проведению аккредитационной экспертизы.

3. Порядок проведения профессионально-общественной аккредитации образовательных программ в сфере ЖКХ.

Профессионально-общественная аккредитация проводится в несколько этапов:

I Этап. Подготовка к прохождению аккредитационной экспертизы.

Организация, реализующая образовательную программу в сфере ЖКХ, направляет в адрес СПК ЖКХ заявку по установленной форме (Приложение 1). Заявка на проведение профессионально-общественной аккредитации передается в Рабочую группу по ПОА и ФГОС СПК ЖКХ.

Рабочая группа по ПОА и ФГОС СПК ЖКХ в течение 10 календарных дней рассматривает поданную заявку на предмет соответствия образовательной программы видам профессиональной деятельности, отнесенным к полномочиям СПК ЖКХ. В случае соответствия поступившей заявки установленным требованиям, принимается решение о проведении аккредитационной экспертизы, заявителю сообщается о принятом решении. Далее заявка передается в аккредитующую организацию.

Образовательная организация имеет право отозвать заявку на проведение ПОА до момента заключения договора.

II Этап. Заключение договора о проведении профессионально-общественной аккредитации.

На основании переданной Рабочей группой по ПОА и ФГОС СПК ЖКХ заявки аккредитующая организация в течение 10 календарных дней формирует смету затрат на организацию и проведение аккредитационной экспертизы и профессионально-общественной аккредитации, которая определяется в соответствии с «Методикой расчета стоимости предоставления услуги по профессионально-общественной аккредитации» (Приложение 2) и направляет ее в образовательную организацию.

После согласования сметы затрат на организацию и проведение аккредитационной экспертизы и профессионально-общественной аккредитации заключается договор на оказании услуг. Решение о профессионально-общественной аккредитации или об отказе в профессионально-общественной аккредитации принимается не позднее 90 календарных дней с момента заключения договора.

III Этап. Подготовка образовательной организацией Отчета о самообследовании.

Образовательная организация проводит самообследование заявленной к аккредитации образовательной программы, в сроки, установленные договором, и представляет в аккредитующую организацию отчет о самообследовании по установленной форме с приложением подтверждающих документов (Приложение 3).

Отчет о самообследовании образовательной организации содержит аналитическую информацию, а также фактический материал, дающий основания для экспертной оценки образовательной программы в сфере ЖКХ в соответствии с установленными критериями и показателями ПОА. К отчёту прикладываются перечень, копии и ссылки на документы, подтверждающие факты и сведения, представленные в отчете.

IV Этап. Осуществление процедуры аккредитационной экспертизы.

Аккредитующая организация совместно с Рабочей группой по ПОА и ФГОС СПК ЖКХ выбирает из реестра экспертов ПОА трех экспертов (экспертную команду) для проведения аккредитационной экспертизы. Решение об отборе экспертов оформляется распоряжением Рабочей группы по ПОА и ФГОС СПК ЖКХ.

В течение 20 календарных дней после представления образовательной организацией образовательной программы и отчета о самообследовании экспертная команда осуществляет документарную проверку образовательной программы и отчета о самообследовании. В процессе документарной проверки эксперты осуществляют анализ информации, представленной в образовательной программе, отчете о самообследовании, дополнительных документах, приложенных к отчету, а также информации, размещенной на сайте образовательной организации.

После окончания документарной проверки в течение 20 календарных дней осуществляется выездная проверка экспертной команды или эксперта, основная цель которой подтвердить факты, изложенные в отчете о самообследовании и иных документах. Выездная проверка является обязательной и проводится в соответствии с планом, разработанным аккредитующей организацией.

По итогам документарной и выездной проверок в течение 10 календарных дней экспертной командой формируется экспертное заключение в соответствии с примерной структурой (Приложение 4). Экспертное заключение направляется аккредитующей организацией в Рабочую группу по ПОА и ФГОС СПК ЖКХ.

V Этап. Принятие решения о профессионально-общественной аккредитации образовательной программы или об отказе в профессионально-общественной аккредитации.

В течение 30 календарных дней с момента поступления экспертного заключения в Рабочую группу по ПОА и ФГОС СПК ЖКХ организуется ее заседание, на котором рассматриваются результаты проведения аккредитационной экспертизы.

Протокол рассмотрения экспертного заключения Рабочей группой по ПОА и ФГОС СПК ЖКХ, вместе с экспертным заключением направляются в аккредитующую организацию на утверждение.

Аккредитующая организация в течение 10 календарных дней принимает решение о профессионально-общественной аккредитации, ее сроках и условиях, или об отказе в аккредитации.

Решение по результатам профессионально-общественной аккредитации аккредитующая организация в течение 5 календарных дней доводит до сведения СПК ЖКХ и образовательной организации. В случае принятия положительного решения аккредитующая организация в течение 5 календарных дней выдает образовательной организации свидетельство о ПОА установленного образца, а также передает СПК ЖКХ сведения об образовательной программе, прошедшей ПОА для внесения в реестр(ы) образовательных программ, прошедших ПОА.

Срок действия свидетельства о ПОА определяется решением аккредитующей организации и не может быть более пяти лет.

4. Критерии профессионально-общественной аккредитации образовательных программ в сфере ЖКХ

Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ в сфере ЖКХ осуществляется путем оценки образовательной программы на соответствие критериям и показателям ПОА в сфере ЖКХ. Каждый критерий включает в себя группу показателей. Показатели делятся на две группы: констатирующе-экспертные показатели (носят описательный характер и предполагают экспертную оценку) и долевые показатели (носят расчетный характер и подсчитываются, исходя из абсолютных значений, выполненных за определенный период).

 

Показатели для оценки образовательных программ высшего и среднего профессионального образования

Пороговое значение показателя

Критерий 1 «Прохождение выпускниками профессиональной образовательной программы процедуры независимой оценки квалификации. Соответствие планируемых результатов обучения (профессиональных компетенций) профессиональным стандартам в сфере ЖКХ».

Доля выпускников образовательной программы, успешно прошедших независимую оценку квалификации на соответствие профессиональным стандартам (ПС) (от общего числа выпускников образовательной программы последних двух лет).

30%

Доля выпускников образовательной программы, прошедших процедуру государственной итоговой аттестации (защита выпускной квалификационной работы и/или выпускной экзамен) и получивших оценки «хорошо» и отлично», от общего количества выпускников программы (информация предоставляется за два последних выпуска).

50%

Наличие в модели выпускника (компетентностной модели) профессиональных компетенций, разработанных на основе профессионального(ых) стандарта(ов), относящегося к сфере ЖКХ.

10%

Доля студентов программы, принявших участие в профессиональных чемпионатах (олимпиадах, иных мероприятиях), проводимых в сфере ЖКХ

10%

Критерий 2. «Содержание и структура образовательной программы позволяет сформировать профессиональные компетенции, разработанные в соответствии с профессиональными стандартами в сфере ЖКХ»

Наличие в учебном плане программы курсов (учебных предметов, дисциплин, модулей, факультативов), содержание которых нацелено на формирование профессиональных компетенций, разработанных на основе профессионального(ых) стандарта(ов) и/или иных квалификационных требований, установленных федеральными законами или другими нормативными правовыми актами Российской Федерации в области жилищно-коммунального хозяйства.

Да/нет

Соответствие оценочных средств, используемых при текущем контроле, промежуточной и итоговой аттестации успеваемости требованиям ПС.

50%

Соответствие планируемых результатов обучения, сформулированных в рабочих программах учебных предметов, курсов, дисциплин, модулей, практик, результатам, запланированным в целом по образовательной программе.

Да/нет

Соответствие форм и технологий проведения занятий, заявленных в учебном плане образовательной программы, рабочих программах учебных предметов, курсов, дисциплин, модулей, практик результатам, запланированным по профессиональной образовательной программе.

Да/нет

Задания на прохождение учебной, производственной и преддипломной практик направлены на формирование у студентов профессиональных компетенций, разработанных в соответствии с ПС.

Да/Нет

Доля студентов программы, проходящих практику (производственную, преддипломную) на предприятиях ЖКХ.

30%

Критерий 3. «Обеспеченность образовательного процесса кадровыми ресурсами, влияющими на качество подготовки выпускников»

Доля преподавателей, совмещающих педагогическую деятельность как основную с работой в отрасли по профилю образовательной программы из числа действующих руководителей и работников предприятий сферы ЖКХ.

20%

Доля преподавателей профильных дисциплин и мастеров производственного обучения (для программ СПО), имеющих опыт работы в сфере ЖКХ.

30%

Доля преподавателей программы, прошедших стажировку на профильных предприятиях отрасли ЖКХ, за последние три года.

50%

Критерий 4. «Обеспеченность образовательного процесса материально-техническими, информационно-коммуникационными и иными ресурсами, влияющими на формирование профессиональных компетенций, разработанных в соответствии с ПС»

Доля лабораторий, мастерских, учебно-производственных объектов, оснащенных современными приборами и оборудованием, от общего количества лабораторий, мастерских, учебно-производственных объектов, необходимых для реализации образовательной программы.

50%

Наличие баз для проведения практик, оснащенных современным оборудованием, приборами и специализированными полигонами в степени, необходимой для формирования профессиональных компетенций.

Да/Нет

Доля учебников и учебно-методических комплексов, используемых для освоения общепрофессиональных и специальных дисциплин, профессиональных модулей (включая бумажные и электронные), получивших в течение последних 5 лет положительное заключение экспертов общероссийских и иных объединений работодателей, СПК ЖКХ.

Да/нет

Наличие свободного доступа обучаемых к информационным образовательным ресурсам (профессиональным базам данных и др.), соответствующим направленности аккредитуемой образовательной программы.

Да/нет

Критерий 5. «Наличие спроса на образовательную программу, востребованность выпускников программы работодателями сферы ЖКХ»

Доля выпускников программы, трудоустроившихся в соответствии с освоенными профессиональными компетенциями в сфере ЖКХ в течение года после завершения обучения (для анализа представляются результаты последних трех выпусков).

70%

Доля студентов, получивших приглашение на работу по профилю по итогам прохождения практики, стажировки.

15%

Наличие информации, подтверждающей закрепляемость на рабочем месте (в соответствии с освоенными в рамках аккредитуемой образовательной программы компетенциями) и карьерный рост выпускников за последние три выпуска.

Да/нет

Наличие студентов, обучающихся по программе за счет внебюджетных средств

Да/нет

Критерий 6. «Участие работодателей сферы ЖКХ в планировании, организации и мониторинге качества образовательной программы»

Работодатели сферы ЖКХ принимают участие в проектировании, либо экспертизе оцениваемой программы (в разработке профессиональных компетенций, соотнесенных с ПС).

Да/нет

Наличие договоров об организации практик (учебных, производственных, преддипломных) с предприятиями сферы ЖКХ.

70%

Количество мастер-классов (практических семинаров), организованных с участием работодателей сферы ЖКХ.

4 в течение учебного года

Каждый показатель определяется степенью его выполнения и оценивается по трехбалльной шкале:

Высокий уровень соответствия - эксперты оценили, что показатель выполняется в полном объеме, соответствует предъявленному аккредитующей организацией пороговому значению (2 балла).

Средний уровень соответствия - эксперты оценили, что показатель выполняется в объеме, который может быть определен как «зона ближайшего развития образовательной организации», частично соответствует заявленному аккредитующей организацией пороговому значению (1 балл).

Низкий уровень соответствия - эксперты оценили, что показатель не выполняется и не соответствует, заявленным аккредитующей организацией пороговому значению (0 баллов).

Общая оценка критерия (Х) определяется степенью выполнения показателей, образующих критерий и рассчитывается по формуле:

Х = ? баллов по критерию?100/? баллов по критерию?2

Сроки и условия профессионально-общественной аккредитации определяются степенью выполнения критериев. Отказ в получении профессионально-общественной аккредитации возможен, если степень выполнения показателей хотя бы по одному критерию составила менее 60%.

5. Требования к экспертам для проведения профессионально-общественной аккредитации образовательных программ в сфере ЖКХ[1]

Эксперты, привлекаемые для проведения ПОА, должны иметь:

высшее образование, соответствующее направленности (профилю) и уровню образовательных программ, в отношении которых проводится аккредитационная экспертиза. В случае отсутствия высшего образования по профилю аккредитуемой образовательной программы, эксперт может предъявить документы, подтверждающие наличие: среднего профессионального образования, дополнительного профессионального образования, соответствующего направленности (профилю) аккредитуемой образовательной программы или ученой степени в соответствующей области знаний;

опыт работы по выполнению вида профессиональной деятельности, соответствующей направленности (профилю) образовательных программ, в отношении которых проводится аккредитационная экспертиза, не менее 3 лет;

дополнительное образование по программе повышения квалификации экспертов для проведения профессионально-общественной аккредитации, разработанной на основе типовой программы повышения квалификации экспертов для проведения профессионально-общественной аккредитации, согласованной СПК ЖКХ.

Лицо, желающее получить статус эксперта по профессионально-общественной аккредитации при соответствии требованиями изложенным в настоящем разделе, направляет в адрес СПК ЖКХ заявление об установлении полномочий эксперта по проведению профессионально-общественной аккредитации образовательных программ (Приложение 4) с приложением копий, подтверждающих изложенную информацию, документов и согласия на обработку персональных данных. Рабочая группа по ПОА и ФГОС СПК ЖКХ рассматривает предоставленные документы и готовит проект решения СПК ЖКХ о включении эксперта в Реестр экспертов ПОА ЖКХ или об отказе во включении в Реестр экспертов ПОА ЖКХ. Реестр экспертов ПОА ЖКХ размещается на официальном сайте СПК ЖКХ.

6. Правила апелляции на решение Аккредитующей организации

Образовательная организация, получив решение об аккредитации, может не согласиться с принятым аккредитующей организацией решением.

В таких случаях образовательная организация вправе направить в СПК ЖКХ апелляционное заявление.

Порядок рассмотрения апелляции определяется Положением об апелляционной комиссии СПК ЖКХ.

 


[1] Требования разработаны в соответствии с Приложением 4 к «Общим требованиям к проведению ПОА», утвержденные 3 июля 2017 года Председателем Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям А.Н. Шохиным.

 Методика ПОА СПК ЖКХ (с приложениями) - скачать