Статьи

Современные инструменты повышения профессионального уровня работников жкх

Леонид Чернышов, Заместитель Председателя СПК ЖКХ, директор института «Сити–менеджмента» НИУ ВШЭ, , профессор  

Аббревиатура ЖКХ, хотя и не имеет законодательного закрепления, тем не менее,  прочно укоренилась не только в сознании граждан, но и в нормативно – правовых и методических документах, регулирующих деятельность предприятий и организаций городского хозяйства, которые должны обеспечивать необходимые условия функционирования объектов жизнедеятельности территории.

В изданном 100 тысячным тиражом альманахе «Азбука для потребителя услуг ЖКХ», анонсированном министром строительства и ЖКХ РФ М.А. Менем,  дается следующее определения понятия ЖКХ « - это сложная система, основанная на имущественных отношениях. В неё входят и управляющие компании, и товарищества собственников жилья, и поставщики электроэнергии, тепла, горячей и холодной воды, … В идеале главная цель всех звеньев этой системы – сделать так, чтобы в каждой квартире всегда было тепло,  светло, а во дворе уютно и чисто… ».

Эволюция рынка труда

Действительно, если руководствоваться информацией из различных источников, в том числе и статистических, то ЖКХ, как система, представлена более чем 50 тысячами предприятий функционирующих на территориях муниципальных образований и насчитывающих в своем составе около 2,4 миллионов работающих, занимающих по штатным расписаниям порядка 290 специальностей и должностей. Все эти люди работают в условиях  перехода нашей страны от одного (5-го), к другому (6-му) технологическому укладу, а по определению президента Всемирного экономического форума в Давосе – Клауса Шваба, в условиях четвертой промышленной революции.

О проблемах занятости в этих условиях сегодня много говорит ректор МГУ В.А.Садовничий, а недавно в популярной телепередаче рассказывал директор Курчатовского института М.В.Ковальчук. Этот процесс эволюционный. Он обусловлен интенсивным развитием научно – технического прогресса, глобализацией экономики, а также  масштабным использованием современных инновационных технологий и оборудования в процессе производства товаров, работ и услуг на рынке труда.

Люди старшего поколения, исходя из своего жизненного опыта, могут судить о результатах технологического «скачка», который произошел благодаря массовому внедрению в нашу жизнь компьютерных технологий. Развитие и применение высоких технологий меняет не только повседневную жизнь наших сограждан, но и условия их труда. Например, сегодня сотрудник тепловой или биллинговой компании регулирует температуру и давление теплоносителя, подаваемого потребителям находясь за сотни и тысячи километров от объекта регулирования; работник управляющей компании пользуется  Apple iPhone, с помощью которого он знакомится со сменным заданием, и технической документацией для его выполнения; контроль за движением коммунальной техники осуществляется через систему «ГЛАНАСС» и так далее. Все это требует не только изменения навыков в соответствующих видах деятельности, но и изменения наименований самих профессий.

Новая национальная система профессиональных квалификаций

 Подобные обстоятельства в отраслях национальной экономики, привели к необходимости изменения системы управления профессиональными квалификациями в нашей стране, которая происходит в рамках Национального проекта – Национальная система профессиональных квалификаций, утвержденного Указом Президента РФ от 16.04.2014г.    № 249. Создание и развитие национальной системы квалификаций предполагает реализацию  на местах института подтверждения работниками рынка труда своих квалификаций на соответствие их  требования изложенным в соответствующих профессиональных стандартах (ПС). При этом усилия государства направлены на то, чтобы доля работников рынка труда прошедших независимую оценку профессиональных квалификаций в отраслях национальной экономики, как показатель качества рабочей силы, постоянно увеличивалась1).

Национальная системы профессиональных квалификаций представляет собой не только набор законодательных и нормативно – методических документов принятых на  федеральном и региональном уровне, но и  «живой организм», который развивается и будет развиваться на принципах государственно – частного партнерства, где:

  • государство выполняет регулятивную функцию нормотворчества и контроля;
  • работодатели и их объединения функцию организации исполнения соответствующих нормативных правовых документов в целях повышения уровня качества трудовых ресурсов в той или иной области профессиональной деятельности.

Нормативные правовые документы, принятые в конце 2016 г. Правительством Российской Федерации и Минтрудом России, в соответствии с федеральным законом «О независимой оценке квалификаций» (238 - ФЗ от 03.07.2016г.), с одной стороны ликвидировали нормативно – методический вакуум существовавший в организации деятельности по осуществлению независимой оценки профессиональных квалификаций работников рынка труда.                    

 С  другой стороны, являясь документами прямого действия, они привели к необходимости частичной корректировки в организации деятельности созданных, в соответствии с решениями Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, институтов - Национального агентства развития квалификаций (НАРК) и отраслевых Советов по профессиональным квалификациям (СПК).

Тем не менее, в соответствии с этими нормативными правовыми документами, основой национальной системы профессиональных квалификаций остался принцип в соответствии с которым, главенствующая роль при ее формировании отводится работодателям и их объединениям, совместно с профсоюзами и отраслевыми органами исполнительной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровне2).

Теперь объединениям работодателей предоставлено право не только определять требования к профессиональным квалификациям работника через институт профессиональных стандартов, но, в соответствии с Федеральным законом3),  также еще   осуществлять  процедуру  оценки его профессиональных квалификаций.   

В соответствии с законодательством оценка профессиональных квалификаций должна производиться «…исходя из требований ПС». Для того чтобы провести такую оценку 238 - ФЗ  ввел новый набор измерительных инструментов оценки профессиональных квалификаций соискателя – комплект оценочных средств (КОС), который отличается от ранее существовавших средств и методов оценки персонала, результатов образования - (аттестации, сертификации и других).

Реестр сведений – важнейший информационный ресурс

Важнейшим элементом развития независимой системы оценки профессиональных квалификаций, в соответствии с принятыми документами, является информационный ресурс, формирующийся на площадке НАРК – Реестр сведений о профессиональных квалификациях (Реестр), включающий сведения:

  • о Национальном  совете при Президенте РФ по профессиональным квалификациям;
  • о Национальном агентстве развития квалификаций;                                                        
  • об отраслевых Советах по профессиональным квалификациям;                                      
  • о профессиональных стандартах;  
  • о центрах оценки квалификаций (ЦОК);                                                                                
  • о наименованиях  профессиональных квалификаций;                                                       
  • об оценочных средствах (ОС);                                                                                               
  • о работниках прошедших оценку квалификаций, по каждому СПК.

Этот информационный ресурс предназначен для различных пользователей, начиная от граждан и заканчивая операторами независимой системы оценки профессиональных квалификаций (СПК, ЦОК, эксперты ЦОК и др.).

Так гражданин, заходя на сайт Реестра, может найти в нем информацию, как об  интересующем его СПК, так и об утвержденных ПС, наименованиях профессиональных квалификаций и ОС, в той или иной области профессиональной деятельности, по которым проводится оценка квалификаций, а также о месте нахождения ЦОК в регионах России и условиях проведения профессионального экзамена. 

В свою очередь, центры оценки квалификаций, обеспечиваются НАРК (после включения их в Реестр) кодом доступа (персональный логин и пароль) в свой личный кабинет Реестра  и получают возможность пользоваться  оценочными средствами по  соответствующим наименованиям профессиональных квалификаций, закрепленным решением СПК за тем или иным ЦОК, для проведения ими процедуры оценки квалификаций соискателей.

Направленность развития системы

Таким образом, вектор развития национальной системы профессиональных квалификаций, определенный принятыми на федеральном уровне документами, направлен на то, чтобы работник рынка труда имел возможность воспользоваться предоставленной ему возможностью подтвердить свою квалификацию, в соответствии с требованиями федерального закона «О независимой оценке профессиональных квалификаций», а процедура проведения профессионального экзамена и другие действия операторов системы независимой оценки квалификаций были доступны и прозрачны для пользователей4).

На фоне продолжающегося процесса старения населения России, на предприятиях жилищно–коммунального хозяйства увеличивается численность работников старших возрастов, поэтому для ЖКХ так важна составляющая повышения квалификации, как ключ к освоению современных инновационных технологий, материалов и оборудования и  повышению производительности труда в отрасли.         

При этом следует отметить, что снижение численности населения трудоспособных возрастов наблюдающееся в стране за последнее время не повлияло на численность занятых, на предприятиях  жилищно – коммунального хозяйства работников и продолжает сохраняться по стране в пределах 2,4 млн. человек.

Численность и профессиональный уровень занятых в отрасли работников во многом зависит от изменения экономической конъюнктуры:

  • спад экономики приводит к увеличению численности профессиональных кадров на предприятиях отрасли за счет высвобождающихся работников в промышленности, сельском хозяйстве и других секторах национальной  экономики;
  • восстановление экономического роста вызывает перемещение профессиональных кадров из сферы жилищно – коммунального хозяйства в другие развивающиеся отрасли экономики.

При этом следует отметить, что данная тенденция касается, в основном, работников так называемых  «сквозных профессий» - сварщиков, токарей, бухгалтеров и других подобных профессий. Работники узко профильных специальностей в ЖКХ, как правило, выстраивают программу роста своих квалификаций или самостоятельно, или с помощью работодателей. В зависимости от области деятельности в ЖКХ (водоснабжение и водоотведение, коммунальное тепло и электроснабжение, управление и эксплуатация многоквартирных домов, обращение с твердыми коммунальными отходами, эксплуатация дорожного муниципального хозяйства, благоустройство и озеленение территорий, похоронное дело), по экспертным оценкам специалистов таких профессий насчитывается  от 30 до 70 процентов. Наибольшая доля таких профессий имеется на предприятиях водоснабжения и водоотведения и похоронного дела.

Роль и функции Совета по профессиональным квалификациям

Репутационная ответственность за развитие современной система профессиональных квалификаций в ЖКХ возложена на Совет по профессиональным квалификациям в ЖКХ, созданный решением Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям от 29 июля 2014 года (Протокол № 3) на базе Общероссийского отраслевого объединения работодателей «Союз коммунальных предприятий», которому в тот период исполнилось 20 лет. 

В соответствии с Положением о «Совете…» он наделен следующими полномочиями:

  • проведение мониторинга рынка труда, потребности в квалификациях, появления новых профессий, изменений в наименованиях и перечнях профессий в отраслях ЖКХ; 
  • разработка, актуализация и организация применения профессиональных стандартов на предприятиях ЖКХ;
  • разработка, актуализация и организация применения отраслевых рамок квалификаций и квалификационных требований в отраслях ЖКХ;
  • разработка требований для подтверждения профессиональной квалификации, организация, координация и контроль деятельности по оценке профессиональных квалификаций в отраслях ЖКХ;
  • участие в определении потребностей в образовании и обучении, в разработке и обновлении образовательных стандартов профессионального образования, в профессионально-общественной аккредитации программ профессионального образования и обучения в сфере ЖКХ.

Характеризуя итоги работы Совета за прошедшие три года, следует отметить, что работа велась по всем направлениям (полномочиям) закрепленным за СПК ЖКХ.

Организационно – экономической основой деятельности Совета по закрепленным за ним  направлениям являлось экспертное сообщество, консолидированное по профессионально – отраслевому принципу, включая общероссийские отраслевые ассоциации («Роскоммунэнерго», «Росводоканал», «Национальное объединение управляющих недвижимостью», «Ассоциация похоронной отрасли» и другие), а также Региональные отраслевые объединения работодателей ЖКХ и бюджетные средства, выделяемые Минтрудом России, Российским союзом промышленников и предпринимателей и Региональными отраслевыми объединениями работодателей ЖКХ на:

  • подготовку экспертов по разработке профессиональных стандартов и  комплектов оценочных средств, а также экспертов – валидаторов и экспертов по оценке профессиональных квалификаций;
  • разработку профессиональных стандартов, наименований профессиональных квалификаций, комплектов оценочных средств, которые являются авторской работой группы экспертов;
  • создание Центров оценки квалификаций (ЦОК) в Республиках Татарстан  и Башкортостан, Алтайском, Краснодарском, Пермском  и Ставропольском краях, Иркутской, Костромской, Новосибирской, Омской, Псковской, Самарской, Свердловской и Томской областях, городах  Москве и Санкт Петербурге и Ямало –Ненецком автономном округе.

Таким образом, процесс реализации полномочий Совета по созданию отраслевой системы профессиональных квалификаций привел к формированию дополнительных центров ответственности в регионах – Центров оценки квалификаций, которые должны на местах создавать предпосылки формирования нового поколения рабочих кадров на предприятиях отрасли в соответствии с требованиями профессиональных стандартов, как по «сквозным», так и по «отраслевым» профессиям.

Конструктивное построение отраслевой системы профессиональных квалификаций

Тем ни менее, главной задачей Совета в этот период было стремление добиться в профессиональном сообществе общего понимания и принятия конструкции построения отраслевой системы профессиональных квалификаций на основе утвержденных профессиональных стандартов и наименований профессиональных квалификаций, с целью  консолидации усилий  по их применению на предприятиях ЖКХ, в том числе с учетом действия постановления Правительства РФ от 27.06.2016г. № 584, а также формирование экспертного сообщества по независимой оценке квалификаций.

При этом, заслуживает внимания тот факт, что оценка профессиональных квалификаций работников отрасли на соответствие их требованиям профессиональных стандартов, согласно 238 - ФЗ возможна исключительно с помощью прописанного в этом законе инструментария – профессиональных стандартов, наименований профессиональных квалификаций, центров оценки квалификаций и комплектов оценочных средств, разрабатываемых  и утверждаемых работодателями (или их объединениями) по методике Минтруда России и используемых в процедуре проведения профессионального экзамена.

Как видим, методология разработки комплектов оценочных средств предусматривает наличие утвержденных в установленном порядке наименований профессиональных квалификаций, которые разрабатываются на основании имеющихся профессиональных стандартов в соответствующей области профессиональной деятельности в ЖКХ.

Что касается утвержденных на настоящий момент отраслевых профессиональных стандартов в различных отраслях ЖКХ, то они не «закрывают» в полной мере линейку уровней профессиональных квалификаций по видам профессиональной деятельности в соответствующих областях жилищно - коммунального хозяйства.

Так, экспертный анализ имеющихся отраслевых ПС в сфере водоснабжения и водоотведения показывает, что на сегодня «не закрыты» профессиональными стандартами такие востребованные виды деятельности как: водители спецавтотранспорта, машинисты насосных установок, обходчики водопроводно – канализационной сети, слесаря аварийно – восстановительных работ, операторы аварийно – диспетчерских служб управляющих компаний, электромонтеры по ремонту и обслуживанию электрооборудования, мастера по эксплуатации оборудования и сетей водоснабжения и водоотведения и другие. 

В тоже время, эти виды деятельности  дополняют  характеристику  производственно – технологических особенностей и функционального содержания деятельности предприятий ЖКХ, без которых она была бы не полной.

Исходя из этого, пока отсутствует  полный набор инструментов оценки профессиональных квалификаций работников сферы ЖКХ, что не позволяет в полной мере решать стоящие перед ЦОК на местах задачи по формирование нового поколения рабочих кадров на предприятиях отрасли.

Дальнейшее развитие системы

Для решения проблемы дальнейшей разработки отраслевых профессиональных стандартов, наименований профессиональных квалификаций и комплектов оценочных средств, в структуре СПК ЖКХ образованы отраслевые Комиссии по профессиональным квалификациям:

  • в области организации проведения капитального ремонта общего имущества МКД;
  • в сфере водоснабжения и водоотведения;
  • в сфере обращения твердых коммунальных отходов;
  • в сфере управления и эксплуатации МКД.

Целью их работы, в частности,  будет определение наименований профессиональных квалификаций (профессий и должностей) существующих и вновь возникающих на предприятиях ЖКХ, проведение их тождественности на соответствии утвержденным отраслевым профессиональным стандартам, и в случае отсутствия соответствующих отраслевых ПС, их разработка и утверждение в установленном порядке.

При этом акцент будет делаться на наиболее  востребованные на предприятиях жилищно - коммунального хозяйства наименования профессиональных квалификаций (специальности  и должности).

Краткие итоги проделанной работы

Тем не менее, сформированное в отдельных субъектах Российской Федерации экспертное сообщества по независимой  оценке квалификаций, позволяет в настоящее время приступить на местах к процедуре применения профессиональных стандартов на предприятиях ЖКХ. Это, в частности, стало возможным благодаря поддержки Минстроя России5) и утвержденным СПК ЖКХ документам:

  • Типового положения о Центре оценки квалификаций Совета по профессиональным квалификациям в ЖКХ;
  • Порядка установления квалификации специалиста соответствующей требованиям эксперта по независимой оценке квалификаций в центре оценки квалификаций Совета по профессиональным квалификациям в ЖКХ;
  • Порядка проведения оценки квалификаций работников рынка труда в жилищно – коммунальном хозяйстве центрами  оценки квалификаций Совета по профессиональным квалификациям в ЖКХ.

Благодаря сформированной отраслевой модели развития профессиональных квалификаций, оценка квалификаций стала понятной и прозрачной для всех ее участников: работников, работодателей, органов власти, сферы образования и профсоюзов.  Основой ее являются профессиональные стандарты - документы, в которых отражены требования квалификации к работникам рынка труда в ЖКХ. По результатам оценки и признания соответствующей квалификации работника, его Ф.И.О. вносится в Реестр сведений о профессиональных квалификациях, а на руки работнику выдается Свидетельство о профессиональной квалификации, номер которого выдается НАРК, что придает ему, безусловно, довольно высокий статус.

При этом, независимую оценку квалификации  необходимо понимать, как возможность извлечения определенной социальной выгоды:

  • работником отраслевого предприятия для выстраивания программы роста своей профессиональной квалификации, которая является  прерогативой физического лица;
  • работодателем за счет повышения производительности труда на предприятии, благодаря тому, что профессиональные квалификации персонала предприятия будут соответствовать требованиям профессиональных стандартов, раскрывающих все бизнес - процессы предприятия на стадии производства продукции, товаров и услуг в ЖКХ.

В тоже время, как показал опыт формирования отраслевой системы профессиональных квалификаций в пилотных регионах, нам предстоит преодолеть не только равнодушие к решению этой проблемы со стороны чиновников в органах региональной и муниципальной власти, но и руководителей и соответствующих служб отраслевых предприятий, да и самих работников также. Кроме того, нельзя забывать и о недоверии общества, конкретных людей с различным социальным положением (от руководителей до рядовых рабочих) к существующим системам оценки квалификаций, использование  которых для роста профессиональных квалификаций, мало что давали  им, кроме «корочки» - лицензии, аттестата, удостоверения, свидетельства или сертификата.

В рамках сложившихся за последнее 30 лет тенденций в обществе, когда деньги, полученные любым путем, являются едва ли не главным мерилом успешности и статусности в обществе, нам предстоит еще преодолеть и конфликт интересов возникающий у экспертов в Центрах оценки квалификаций (ЦОК), который неизбежно возникнет между желанием заработать и сделать свою работу (провести независимую оценку профессиональной квалификаций соискателя) качественно. Результат оценки должен быть всегда один, вне зависимости от того кто и где оценивает соискателя той или иной квалификации в ЖКХ. При этом, мы должны понимать, что эквивалентом качества является не независимость оценки, а профессиональные и морально – нравственные качества экспертов ЦОК. В этой связи мы должны понимать, насколько велика роль и мотивация экспертов ЦОК, деятельность которых должна ориентироваться не столько на соблюдение процедуры проведения профессионального экзамена, сколько на проверку тех квалификаций, которыми должен обладать работник или соискатель по заявленной им квалификации.

Проведение процедуры независимой оценки профессиональных квалификаций во многом будет зависеть от ментальности руководителей и служб предприятий ЖКХ, которые еще продолжают руководствоваться рудиментами квалификационных справочников (ЕТКС, ЕКС). Именно поэтому необходимы единые для всех регионов правила проведения профессионального экзамена и комплекты оценочных средств, используемых экспертами ЦОК, с их объемом знаний и уровнем понимания задач, которые они решают в процессе проведения профессионального экзамена, в том числе, и по формированию отраслевой системы профессиональных квалификаций в ЖКХ территории.

Системой независимой оценки профессиональных квалификаций  мы будем создавать  своеобразный «фильтр», который должен гарантировать работодателю наличие на предприятии ЖКХ работников с квалификацией соответствующей современным требованиям производства и охраны труда. Исходя, из этого и будет складываться степень доверия к документу,   выдаваемому Центром оценки квалификаций в ЖКХ. Создаваемая  таким образом отраслевая система независимой оценки профессиональных квалификаций должна обеспечить прозрачность получения Свидетельства о профессиональной квалификации, благодаря которой только работник имеющий такой документ, зарегистрированный в Федеральном и Отраслевом реестрах сведений о профессиональных квалификациях, будет пользоваться преимуществами на отраслевом рынке труда.

Таким образом, проблема повышения квалификаций на предприятиях отрасли не теряет своей актуальности. Но меняются приоритеты, пути и способы укрепления трудового потенциала предприятий.  Это зачастую предполагает преодоление инерционных процессов, сложившихся в стране десятилетиями в сфере подготовки и оценки профессиональных квалификаций работников рынка труда и одновременно бережного отношения ко всему тому, что было накоплено в этой области и представляет несомненную ценность в новых условиях хозяйствования.

От того, насколько планомерно и настойчиво мы будем работать с профессиональным сообществом и органами власти  в регионах в направлении реализации требований федеральных законов  236- ФЗ от 03 декабря 2012 г., 122-ФЗ от 02 мая  2015г., 238 – ФЗ от 03 июля 2016 г., а также постановления Правительства Российской Федерации  № 584 от 26 июня 2016 г., будет зависеть, станет ли, и насколько эффективно,  формироваться отраслевая система профессиональных квалификаций в жилищно–коммунальной сфере муниципальных образований. 

 

_________________________________________________________________

1) За рубежом работник не может получить доступ к квалифицированному рабочему месту,  если он не имеет квалификационного сертификата по соответствующему виду профессиональной деятельности, который дает основание для страхования рисков при производстве им продукции, работ или услуг.

2) Ранее ключевую роль в определении квалификационных требований к работникам рынка труда выполнял НИИ труда Минтруда России и учреждения образования.

3) С 1 января 2017 г. затраты на оценку квалификации работников учитываются при налогообложении физических и юридических лиц. Федеральным законом 251-ФЗ от 03.07. 2016. внесены поправки в Налоговый кодекс России в связи с введением института независимой оценки квалификации на соответствие профессиональным стандартам. 

Предоставлены налоговые льготы работодателям, которые направляют своих работников для прохождения оценки квалификации. Их расходы отнесены к уменьшающим налоговую базу прочим расходам, связанным с производством и реализацией товаров (работ, услуг). Если же гражданин прошел оценку квалификации по собственной инициативе и за свой счет, на эти затраты ему предоставляется социальный вычет по НДФЛ в сумме фактически произведенных расходов.

4) В данном случае напрашивается  аналогия с тем как «работает» система дипломов  о среднем или высшем профессиональном образовании,- получение диплома не является обязательным для граждан нашей страны, но многие стремятся быть его обладателем.

5)Вопрос применения профессиональных стандартов на предприятиях отрасли был рассмотрен на всероссийского селекторного совещания от  3.07.2017 г., информация о котором была направлена  письмом Минстроя России  высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации от 10.07.2017г. № 24237-АЧ/04.

Литература:

Клаус Шваб «Четвертая промышленная революция», World Economic Forum® 2016 – All rights reserved.
Чернышов Л.Н. и др. Организационно – методические проблемы формирования системы независимой оценки квалификаций в ЖКХ, журнал  «Экономика строительства» №2 2017г., М, - с 3-12.
Протокол СПК ЖКХ №12 от18.04.2017 года
Протокол СПК ЖКХ №13 от12.07.2017 года